Стимулировать экономику можно через снижение налоговой нагрузки, но чиновники не знают, чем «закрыть» выпадающие доходы бюджета
Дискуссия на тему фискальной политики прошла 9февраля в рамках заседания совета по экономической политике при Бизнес союзе предпринимателей инанимателей имени профессора М.С.Кунявского (БСПН).
Красиво, если без ФСЗН
Позитивным моментом последних лет стало некоторое ослабление налоговой нагрузки в стране. Без учета социальных отчислений в 2016году она составила 24,4% к ВВП против 25,6% в 2014-м, а в 2017-м, по прогнозам, снизится до 24%, отметила в своем выступлении заведующая кафедрой налогов и налогообложения БГЭУ доктор экономических наук Елена Киреева.
«Некритичный у нас и уровень налогообложения по видам экономической деятельности»,— полагает представительница БГЭУ. В 2015году в производстве продуктов питания он составил 10,7%, втранспортной сфере— 10, встроительстве— 5,8, вфинансовой и страховой деятельности—0,8%. «Если не учитывать налоги на ресурсы, налоговую нагрузку в нефтепереработке, в целом по экономике картина была бы еще лучше»,— отметила Елена Киреева.
Впрочем, несколько иной выглядит ситуация с учетом подоходного налога и отчислений в Фонд социальной защиты населения (ФСЗН). В последние годы эти изъятия почти не изменились, при этом только платежи в ФСЗН составляют около 12% кВВП.
По мнению эксперта, у Беларуси есть как минимум 5-процентный лаг для уменьшения налоговой нагрузки. Эволюционный путь предполагает снижение ставок при одновременном сокращении бюджетных расходов либо увеличении количества субъектов хозяйствования— налогоплательщиков. В последнем случае хорошим стимулом для развития могла бы стать практика предоставления стартующим проектам налоговых каникул.
Бумажная волокита стала электронной
Давление фискальной системы на экономику следует оценивать не только в процентном измерении к ВВП, но и с точки зрения налогового администрирования. Несмотря на уменьшение количества налоговых платежей и развитие информационных технологий, стране еще есть что совершенствовать в этом вопросе, уверена Елена Киреева.
Сегодня за фискальную политику отвечают сразу несколько ведомств— МНС, Минтруда и соцзащиты, ГТК, «Белгосстрах». Соответственно, субъектам хозяйствования приходится проводить платежи сразу на нескольких площадках, хотя технически все можно было бы объединить на одном портале.
Напрягает бухгалтеров и экономистов необходимость отслеживать большое количество нормативных правовых актов, определяющих фискальную политику в стране. Наш Налоговый кодекс до сих пор не стал единой нормативной площадкой и документом прямого действия.
Самым же стрессовым фактором администрирования по-прежнему остаются проверки. Несмотря на то что с 2008года их количество уменьшилось в три раза, серьезной проблемой остается как выбор объектов контроля, так и меры ответственности, применяемые к нарушителям.
По оценкам Елены Киреевой, в Беларуси отсутствует четкая стратегия развития фискальной системы в целом. Это приводит к непостоянству налогового законодательства и препятствует формированию стабилизационных механизмов в экономике.
Бой уклонистам
Стремление добиться справедливости при сборе налогов и их дальнейшем распределении через бюджет довольно утопично. «Всегда кто-то оказывается обиженным»,— считает главный редактор «Экономической газеты» Леонид Фридкин.
Вот и в Беларуси налицо разительные отличия в налоговой нагрузке в разных отраслях и в различных режимах налогообложения. При этом расчеты показателя к ВВП или в отраслевом разрезе теряют смысл, когда переходишь на микроуровень. Многие предприятия предпочитают оценивать реальную налоговую нагрузку через денежный поток (Cash Flow), исходя из того, сколько денег у них осталось на потребление и инвестиции после уплаты налогов.
Обиженные значительными изъятиями закономерно начинают искать пути налоговой оптимизации. Если на Западе подобные схемы обсуждаются с консультантами за закрытыми дверями, то в нашей стране почему-то стали темой широкого обсуждения на семинарах и прочих тематических мероприятиях.
В последние годы борьба с налоговой оптимизацией переросла в общемировой тренд. На таком фоне некоторые белорусские налоговые новации, вызвавшие бурю протеста со стороны бизнеса, представляются вполне безобидными. «Появившаяся у нас необходимость обосновывать затраты— пушистая мера по сравнению с введением в законодательство ряда стран понятия налоговой цели, когда контролеры рассматривают сделку с точки зрения коммерческой и налоговой выгоды»,— сказал Леонид Фридкин.
Замена директора предприятия управляющим— индивидуальным предпринимателем где-нибудь во Франции или Сингапуре однозначно рассматривалась бы как цель снизить налоги и повлекла бы ответственность бизнеса.
«Если кто-то задумает внедрять в стране передовой мировой опыт налогообложения, то он может получить совсем не тот результат, на который рассчитывает»,— резюмировал спикер.
Функционеры vs предприниматели
Представители власти и те, кто связан с госаппаратом, точку зрения бизнеса разделяют далеко не во всем. «Как человек, проработавший всю жизнь в налоговой, я не понимаю, как значительно снизить налоговую нагрузку в стране. В швейцарском сыре дырок больше, чем сыра. Так и в нашей налоговой системе льгот уже больше, чем налогов»,— возмутился главный редактор журнала «Финансы. Учет. Аудит», а в недавнем прошлом заместитель министра финансов Иван Шунько.
Не видит он и возможности снизить отчисления в ФСЗН, ведь тогда придется «ломать всю пенсионную систему».
«Пересматривать налоги сегодня нереально. У бюджета нет пространства для маневра, траты уже оптимизированы, остались только защищенные статьи расходов»,— посетовал заместитель председателя Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Валерий Бороденя.
Стремление чиновников наполнить бюджет в условиях падающей экономики в ряде случаев привело к ужесточению налогового законодательства. От таких решений бизнес не в восторге.
Глава ЗАО«Вилия» Лев Карпач заявил, что был вынужден поставить перед наблюдательным советом своей компании вопрос о возможном закрытии бизнеса. При нынешней налоговой нагрузке дело оказалось экономически нецелесообразным. «Вилия» присоединилась к обиженным после того, как регулятор запретил организациям, в уставном капитале которых доля юридических лиц превышает 25%, использовать упрощенную систему налогообложения. Корректировка законодательства, которая, по утверждению чиновников, призвана препятствовать схемам минимизации налогов, для этой организации стала фактором искажения конкурентных условий.
«Вот уже несколько лет наша страна находится в рецессии, и надо думать, как выйти из нее»,— напомнил экспертному пулу почетный председатель БСПН Георгий Бадей.
Есть прямая связь между деловой активностью, темпом экономического роста и уровнем налоговой нагрузки. Чем ниже налоги, тем активнее растет экономика, и наоборот. В качестве подтверждения спикер привел данные Всемирного банка, согласно которым налоговая нагрузка выше 25% к ВВП приводит к существенному замедлению темпов роста национальной экономики. Корреляция особенно выражена в европейском регионе. «ВБеларуси только сборы в бюджет составляют порядка 30% ВВП, еще 12%— отчисления в ФСЗН. Если добавить остальные фискальные платежи, выйдем на 50%»,— подсчитал представитель бизнес-союза.
По тяжести налогового бремени Беларусь опережает не только многие страны ЕС, но и партнеров по СНГ и ЕАЭС, что подрывает конкурентоспособность отечественных товаров и услуг по ценовому фактору. Очевидно, что в ближайшие годы властям придется выбирать между желанием наполнить бюджет, поддержать на высоком уровне госрасходы и необходимостью оживить экономику посредством смягчения фискальной политики.
Материалы совета
Тезисы доклада Киреевой Е.Ф., д-р. эконом. наук, зав. кафедрой налогов и налогообложения БГЭУ
Тезисы выступления Фридкина Л.Б., главного редактора "Экономической газеты"
Тезисы доклада Бадея Г.П., почетного председателя БСПН
Фотоматриалы совета по ссылке в облаке https://cloud.mail.ru/public/BjFT/Y5gVy2uc9