Свободная дискуссия, организованная БСПН в Солигорске, собрала около 20 директоров местных предприятий
О наболевшем в условиях хозяйствования говорили 4 мая на базе ООО «Энергия» — старейшего члена бизнес-союза. Обмен мнениями выдался эмоциональный, но в то же время достаточно продуктивный.
Чем вы можете помочь?
С первых минут встречи активную позицию занял директор ООО «Любимый трикотаж» Михаил Исаеня. Эмоциональная риторика спикера свелась к одному тезису: не верю, что можно что-либо изменить.
«Легкую промышленность Беларуси завалили! На днях был в Минске, в торговом центре «Столица», — одни турецкие товары, в Galileo сплошь иностранщина. Тысячи квадратных метров торговых площадей занимают DeFacto, Colin’s, LC Waikiki!» — воскликнул руководитель.
По его мнению, вхождение импорта в торговые центры приводит к массовому разорению белорусских предприятий. Проблема давно должна быть вынесена на уровень Совета безопасности, но ее предпочитают не замечать.
Михаил Исаеня признался, что разочаровался в условиях работы в стране и думает об эмиграции: «Несколько лет назад предпринимателей загнали в ЧУПы, оставив без штанов, зато те, кто уехал за границу, все в шоколаде».
По словам бизнесмена, он безрезультатно пытался донести до ответственных лиц на разного рода заседаниях информацию о бедственном положении в отрасли. Несколько раз Михаил Исаеня порывался покинуть мероприятие, демонстрируя неверие в то, что через бизнес-союз можно решить какие-то проблемы.
Перед зеркалом и с анекдотом
«Возможно, вы выступали на совещаниях, которые перед зеркалом проводите? — иронично парировал сопредседатель БСПН Лев Карпач. — Я, как и вы, директор коммерческой организации (ЗАО «Вилия». — Прим. авт.), при этом в бизнес-союзе уже 20 лет. За это время я хорошо усвоил, что, каким бы я умным ни был, какие бы серьезные вопросы не адресовал чиновникам, без союза я ничего не достигну».
Апатичные возмущения подтолкнули Льва Карпача процитировать старый советский анекдот: «Когда большевики пришли в Одессу, думаете, я не возмущался? Еще как! Я им фигу в кармане показывал!»
В том, что бизнесу нужно объединяться в разного рода гильдии, включая небольшие, местечковые, уверен директор солигорского ООО «Энергия» Игорь Уфимцев.
Когда год назад Минфин неожиданно, без каких-либо серьезных оснований, сразу в шесть раз повысил стоимость контрольных знаков на чай и кофе, компания «Энергия» призывала коллег по цеху попробовать аргументированно доказать регулятору пагубность таких действий. Резко возросшие расходы на контрольные знаки грозили вогнать бизнес импортеров в убытки, тем более что тогда в стране розничные цены на их продукцию административно сдерживались. Не все компании откликнулись на призыв, некоторые тоже утверждали: ничего мы не изменим. Однако нашлись и те, кто согласился бороться за свои интересы. Аргументы компаний БСПН обобщил в аналитической записке и направил ее в правительство. В скором времени регулятор пошел на компромисс и в два раза снизил стоимость контрольных знаков на чай.
Конфликт интересов
На встрече в Солигорске предприниматели говорили на разные темы, но всегда о наболевшем. Директор ООО «ЭкоСтройИнвест» Дмитрий Протасеня посетовал на завышенные требования к размеру уставного фонда строительных организаций, что усложняет аттестацию малого и среднего бизнеса. Выходит, что компании выбрасывают с рынка по формальному признаку, хотя фактически они обладают и оборудованием, и кадрами, и компетенцией, чтобы работать на тех или иных объектах.
Любопытно, что данный аргумент не хотят слышать не только в Минстройархитектуры, но и в Белорусском союзе строителей. Как предположили представители БСПН, возможно, это связано с полугосударственным статусом данного профессионального объединения. Не секрет, что оно отстаивает интересы прежде всего крупных строительных компаний ведомственной подчиненности, для которых и принимались новые правила аттестации несколько лет назад. Выход один: пытаться продвигать свои интересы через деловые объединения, не аффилированные с госструктурами.
Спикеры БСПН также обратили внимание на то, что конфликт интересов нередко возникает не только на стыке частной и государственной собственности, но и между малыми и крупными предприятиями, а также между представителями разных отраслей. При этом в выигрыше оказываются, как правило, те, кто сумел объединить усилия с коллегами по цеху.
Утомленные потребителями
Директор ЧУП «Центр-С» Жанна Зинукова рассказала о расцветающем потребительском экстремизме в регионах. Одна местная жительница приобрела у этой фирмы кухню, а спустя три месяца пользования вдруг решила, что мебель ей не нравится. Придравшись к одному из зазоров в изделии, женщина смогла отсудить у ЧУП «Центр-С» 55 млн неденоминированных рублей. Примечательно, что покупательница даже полностью не рассчиталась по договору за приобретенную мебель и до сих пор продолжает ею пользоваться.
По словам Жанны Зинуковой, такие случаи не единичны: другим предпринимателям также приходилось нести убытки в связи с сомнительными претензиями потребителей. Купил за 10 руб. краску для волос, не понравился цвет — отсудил не только стоимость покупки, но и расходы на парикмахера, а также на судебную тяжбу.
«Надо менять законодательство», — резонно заключила директор и сопредседатель правления БСПН Жанна Тарасевич.
Обобщать подобные замечания через бизнес-союзы и направлять предложения законодателю призвал заместитель директора департамента по предпринимательству Минэкономики Александр Калиновский. По его словам, именно сейчас наиболее благоприятное время, чтобы повлиять на корректировку условий хозяйствования. «Чтобы серьезно изменить деловой климат, одним декретом не обойтись. Надо вносить изменения в сотни, а может, и тысячи нормативных актов», — уверен представитель министерства.
Фоторепортаж с места мероприятия в облаке https://cloud.mail.ru/public/Kjz8/DMbwV9EBb