Платеж из прибыли при осуществлении хоздеятельности в объектах историко-культурного наследия
Минкультуры разъяснило порядок уплаты части прибыли при осуществлении хозяйственной деятельности в объектах историко-культурного наследия, привязав платеж к площади арендуемых помещений.
Субъекты хозяйствования, которые осуществляют хозяйственную деятельность сразу в нескольких зданиях, должны рассчитывать размер обязательного платежа из прибыли пропорционально занимаемым площадям в объектах историко-культурного наследия. Таков смысл разъяснений ответного письма министерства на адрес Бизнес союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М. C. Кунявского (БСПН).
Указ от 18.10.2007 № 527 «Аб некаторых пытаннях аховы гiсторыка-культурнай спадчыны» обязывает юридические лица перечислять 5 % из прибыли в Фонд Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства, если их деятельность оказывает влияние на историко-культурную ценность. Данный нормативный правовой акт не предполагает вычленение долей из прибыли. Тем не менее в Минкультуры отмечают, что исчисление платежа пропорционально площадям уже сформировалось как правоприменительная практика.
В министерстве также уточнили, что к непосредственному воздействию, которое оказывается предпринимательской деятельностью на историко-культурную ценность или зоны ее охраны, относится создание дополнительных объемно-пространственных сооружений. В том числе учитываются возведение пристроек, обустройство и размещение объектов сезонной торговли, рекламных носителей и других объектов на территории историко-культурной ценности и (или) в зонах ее охраны. Отчисление будет необходимо делать и в случае создания площадок для стоянок и подъездов автомобильного транспорта, устройства новых входов, крылец, вентиляционных систем, внешних кондиционеров, встроенных банкоматов.
Если же у предприятия нет прибыли, то отчисление в фонд ему делать не надо.
В то же время БСПН смущен формированием правоприменительной практики по уплате обязательного платежа без описания четкого механизма оплаты в нормативном правовом акте. Это создает потенциал для претензий со стороны контролирующих органов и применения штрафных санкций к предприятиям-арендаторам.
БСПН призывает регулятора как минимум внести уточнения в действующее законодательство.
БСПН обращает внимание на то, что большинство субъектов хозяйствования воспринимают данный платеж как новый налог, отягощающий и без того непростое финансовое положение бизнеса. Союз призывает законодателя рассмотреть возможность упразднения данного платежа.