Бизнес не должен задним числом отвечать за недобросовестного партнера
Деловое сообщество настаивает на изменении указа от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств».
Добросовестные субъекты хозяйствования не должны нести ответственность задним числом за сделки с контрагентами, которые впоследствии были признаны лжепредпринимательскими структурами. Соответствующую позицию представители Бизнес союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М. С. Кунявского (БСПН им. Кунявского) донесли до контролирующих органов в ходе обсуждения, которое состоялось 24 августа в Комитете госконтроля.
Приходится констатировать негативную практику применения указа № 488. Санкции в рамках этого нормативного правового акта создали немало проблем для добросовестных субъектов хозяйствования, а некоторых практически довели до разорения.
Согласно указу № 488, сделка с лжепредпринимательской структурой признается недействительной, даже если была совершена до того, как контрагент попал в Реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере. Ответственность наступает и в случае, если сделка была должным образом оформлена, а налоги уплачены. Такие нормы препятствуют работе добросовестных субъектов хозяйствования и создают презумпцию виновности юридических лиц и ИП.
Изменения в указ № 488, внесенные указом от 22.04.2016 № 14, не устранили риски для добросовестного бизнеса, а лишь упростили порядок проведения проверок и взыскания средств в бюджет. Появилась возможность «откупиться» от административной ответственности после добровольной уплаты доначисленных налогов, что равносильно признанию себя нарушителем налогового законодательства.
БСПН им. Кунявского также обеспокоен практикой отнесения предприятий и ИП к категории лжепредпринимательских структур. По состоянию на апрель 2017 года 5375 из 7609 субъектов хозяйствования оказались в реестре неблагонадежных лишь потому, что не находились по своему юридическому адресу. Только 257 субъектов признаны лжепредпринимательскими по решению суда.
Смущают как принципы определения тех, кто склонен к совершению правонарушений в экономической сфере, так и темпы увеличения числа подобных субъектов. Оказаться в списке неблагонадежных рискует очень большое количество отечественных предприятий и предпринимателей, что дискредитирует бизнес Беларуси в целом и подрывает ее инвестиционную привлекательность.
По мнению БСПН им. Кунявского, необходимо исключить ответственность добросовестного участника сделки за действия недобросовестного. Ведь организация не имеет возможности и не должна проводить следственные действия со своим партнером. В том числе следует упразднить административную ответственность и повторное налогообложение при реально проведенных операциях, подтвержденных первичными учетными документами.
Категорически неприемлема практика наложения административных взысканий и доначисления налогов за период, когда контрагент не был включен в реестр. Необходимо конкретизировать понятие «добросовестный приобретатель». Таковым предлагается считать субъект предпринимательской деятельности, который не знал и не мог знать о том, что лицо, с которым он состоит в договорных отношениях, может относиться к субъектам с повышенным риском совершения правонарушений.
Эти и другие предложения с обоснованием были направлены в виде аналитической записки в Департамент финансовых расследований КГК, а также устно изложены на встрече в комитете. К сожалению, выступившие на мероприятии представители ДФР и налоговых служб не продемонстрировали понимания того, что нормы указа № 488 требуют пересмотра.
«При подготовке встречи у нас запросили предложения по изменению действующего законодательства, и мы их внесли. Нам казалось, что разговор будет серьезным, тем более что инициатива начать диалог исходила от Администрации президента, однако в итоге сложилось впечатление, что наши аргументы не услышаны», — отметила Жанна Тарасевич, сопредседатель Правления, директор БСПН им. Кунявского.
По словам главы бизнес-союза, представители контролирующих органов настаивают на сохранении действующих норм и не представляют, как без нынешней редакции указа № 488 можно эффективно бороться с лжепредпринимательскими структурами.
Деловая общественность надеется, что изменения в указ № 488 все-таки будут внесены посредством готовящегося проекта декрета «О развитии предпринимательства и исключении излишних требований, предъявляемых к бизнесу» и сопутствующих документов.
«На встрече прозвучало предложение создать рабочую группу и более детально поработать с указом, что мы, конечно, поддерживаем, — отметила Жанна Тарасевич. — Диалог должен продолжиться, и, наверное, бизнесу следует найти больше аргументов, чтобы обозначить проблемы, а органам госуправления — глубже в них вникнуть, чтобы найти компромисс».