Экономическое обоснование цен вновь может стать обязанностью
Налоговики предлагают обязать субъектов хозяйствования готовить экономическое обоснование цен по сделкам между взаимозависимыми лицами.
Проект изменений в Налоговый кодекс (НК) предполагает внесение в Общую часть кодекса новой главы 31 «Принципы определения цены на товары (работы, услуги) для целей налогообложения», которая заменит нынешнюю одноименную статью 301.
Глава 31 закрепляет понятие «контролируемые сделки», под которые подпадают все сделки по реализации или приобретению недвижимого имущества и жилищных облигаций, а также сделки по товарам (работам, услугам) с взаимозависимыми лицами на сумму более 100 тыс. белорусских рублей. В последнем случае учитывается сумма сделок нарастающим итогом в течение налогового периода.
Налоговая будет контролировать такие сделки, и если выяснится, что их цены существенно отличались от рыночных, что привело к сокращению налоговой базы, то субъект хозяйствования будет обязан доначислить налог на прибыль.
Чтобы проверить правильность определения налоговой базы, контролеры будут изучать итоги биржевых торгов, статистику внешней торговли, официальные данные органов госуправления. В расчет также могут браться: информация плательщиков о сделках, данные информационно-ценовых агентств, калькуляция себестоимости и иные сведения, имеющиеся в распоряжении налоговых органов.
Субъектов хозяйствования хотят обязать уведомлять налоговые органы о совершенных сделках, подпадающих под контроль: вносить сведения в электронный счет-фактуру, а также готовить экономическое обоснование примененной цены. При этом последнее должно опираться на серьезные аналитические выкладки и данные, которые зачастую трудно получить из общедоступных источников.
Налоговики заявляют, что новые требования кардинально не меняют условия работы в стране, просто назрела необходимость уточнить законодательство о трансфертном ценообразовании в соответствии с правоприменительной практикой, пожеланиями предприятий, а также мировыми трендами. Однако, по мнению Бизнес союза предпринимателей и нанимателей имени М. С. Кунявского, подобные новации серьезно усложнят налоговое администрирование, а также увеличат издержки бизнеса, так как ему придется собирать данные о конъюнктуре цен, которых порой нет в открытом доступе.
По мнению директора, сопредседателя союза Жанны Тарасевич, после принятия новой главы налоговые инспекции, скорее всего, будут массово подвергать сомнению рыночную оценку недвижимости, проведенную оценщиками, и направлять запросы в БТИ для получения информации по аналогичным сделкам. Головной боли может добавиться у менеджеров как частных, так и государственных компаний, которые стремятся избавиться от неликвидного и неэффективно используемого имущества. Любой дисконт в сделке может быть воспринят как попытка сократить налогооблагаемую базу с соответствующими последствиями.
Скорее всего, усилится поток запросов в таможенные органы, аккумулирующие информацию по внешнеторговым сделкам. При этом если налоговики смогут получать данные бесплатно, то для субъектов хозяйствования, обязанных готовить экономическое обоснование цены, подобные запросы превратятся в дополнительные издержки.
Тем, кто пробует закрепиться на внешних рынках, отгружая в адрес собственной товаропроводящей сети продукцию по заниженным ценам, придется немало потрудиться, чтобы доказать налоговикам, что стратегия не связана со стремлением уйти от уплаты налогов в Беларуси.
«Мы возвращаемся к регулированию цен. Если раньше речь шла об обязательном обосновании и регистрации цен, то сейчас примерно то же самое надо будет делать по факту совершения сделки», — отмечает Жанна Тарасевич.
В наиболее уязвимом положении могут оказаться субъекты малого и среднего предпринимательства, поскольку новый вид отчетности для них будет особо обременительным. Кроме того, такие предприятия часто используют упрощенную систему налогообложения либо пользуются налоговыми льготами как участники ПВТ и СЭЗ. Чтобы не попасть под дополнительный контроль со стороны налоговых служб, крупные предприятия могут исключить малый и средний бизнес из круга своих контрагентов.