Деловое сообщество за переходный период для нерегулярных пассажирских перевозчиков
Рабочая группа, созданная по решению Совета по развитию предпринимательства, подготовила предложения для урегулирования напряженной ситуации, сложившейся на рынке пассажирских перевозок в междугороднем и межобластном сообщениях. Разработана аналитическая записка, которая содержит два сценария, оба они предполагают введение переходного периода, во время которого на рынок перевозок можно выходить вне конкурса.
Первый сценарий, разработанный на основе предложений нерегулярных перевозчиков, предполагает полную отмену конкурсной системы распределения маршрутов и переход на уведомительный принцип работы перевозчиков. Предлагается установить двухлетний переходный период, в течение которого нерегулярные перевозки пассажиров могут работать по прежним правилам (до вступления в силу 23.01.2018 Закона от 17.07.2017 № 50-З, который внес изменения в закон «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках»). По окончании этого периода вход на рынок предложено организовать по набору критериев к автомобилям и водительскому составу перевозчиков.
Сценарий предполагает узаконить действие диспетчерских служб, ранее работавших в нерегулярном сообщении, по аналогии со службами такси. Предлагается демонополизировать рынок операторов пассажирских перевозок, предоставив возможность создавать частных операторов. Кроме того, предложено разработать упрощенные условия открытия новых терминалов и автостанций.
Представители нерегулярных перевозчиков считают, что названные меры позволят им максимально быстро интегрироваться в правовое поле, регулирующее рынок перевозок пассажиров в регулярном сообщении. На рынке будет сохраняться профицит предложения, что обеспечит высокую конкуренцию в интересах потребителей услуг. Количество рабочих мест в отрасли сохранится и даже увеличится, а пассажирские перевозки останутся привлекательной сферой для инвестиций.
По мнению регулярных перевозчиков, реализация указанного сценария ущемляет их интересы, может отрицательно повлиять на их финансовое состояние, в том числе привести к нарушению устойчивости взаиморасчетов по кредитным и лизинговым платежам. Деятельность регулярных перевозчиков может сузиться, что грозит сокращением рабочих мест.
Второй сценарий, в основу которого легли предложения регулярных перевозчиков, предполагает сохранение конкурсной системы при распределении маршрутов и пересмотр ее правил для обеспечения максимальной безопасности перевозок. Предлагается разработать и утвердить Положение об операторе автомобильных перевозок пассажиров, передать действующие терминалы от перевозчика операторам пассажирских перевозок, урегулировать работу интернет-ресурсов по поиску попутчиков, чтобы исключить возможность возврата к нерегулируемому рынку перевозок. В числе предложений внесение в КоАП нормы, позволяющей привлекать недобросовестных перевозчиков по ст. 12.7 «Незаконная предпринимательская деятельность», усиление внеплановых проверок Минтрансом и некоторые другие нормы.
Вместе с тем второй сценарий также предполагает установление переходного периода на 6—12 месяцев, в течение которого перевозки можно осуществлять без проведения конкурса.
По мнению нерегулярных перевозчиков, имеющих намерение стать регулярными, реализация данного сценария ничего не изменит на рынке пассажирских перевозок и усугубит и так тяжелую ситуацию. Уже в ближайшей перспективе часть перевозчиков, занятых в нерегулярном сообщении, уйдет в лучшем случае в такси, в худшем — в теневой бизнес. Все это может привести к сокращению рабочих мест, пассажиропотока и поступлений в бюджет.
В настоящий момент руководство Совета по развитию предпринимательства анализирует подготовленные рабочей группой предложения, чтобы внести обобщенное предложение по урегулированию ситуации в Совмин.
«Перед нами непростая задача. Мы видим определенный конфликт интересов между представителями секторов регулярных и нерегулярных пассажирских перевозок. Сейчас пробуем найти компромисс, чтобы прежде всего сохранить конкурентную среду на пассажирском транспорте, что является обязательным условием для здорового развития отрасли», — прокомментировала работу над предложениями Жанна Тарасевич, руководитель рабочей группы, сопредседатель и директор БСПН им. Кунявского.
Справочно:
В соответствии с решением (протокол № 17 от 22.03.2017) Совета по развитию предпринимательства создана рабочая группа по проблемным вопросам в сфере автомобильных перевозок пассажиров.
В состав рабочей группы включен 21 человек, в том числе три члена Совета; по одному представителю от Министерства транспорта и коммуникаций и Министерства по антимонопольному регулированию и торговле; по пять представителей от субъектов хозяйствования, оказывающих услуги по перевозке пассажиров в регулярном и нерегулярном сообщении; шесть представителей от бизнес-сообщества (общественное объединение «Белорусский союз транспортников», Бизнес союз предпринимателей и нанимателей имени профессора М. С. Кунявского, Ассоциация международных автомобильных перевозчиков «БАМАП», правовой представитель Uber в Республике Беларусь — ООО «Арцингер и партнеры»). На заседания группы приглашались представители БелНИИТ «Транстехника».