Menu
RSS

БСПН - Бизнес Союз Предпринимателей и НанимателейБИЗНЕС СОЮЗ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И НАНИМАТЕЛЕЙ

ИМЕНИ ПРОФЕССОРА М. С. КУНЯВСКОГО

Russian Belarusian English French German Italian Spanish

Бизнес выступает за отмену или глубокую модернизацию системы маркировки товаров контрольными знаками

KIZ

Письмо с аргументами для давно назревшей реформы БСПН им. Кунявского направил первого вице-премьера Александра Турчина.

В частности, в обращении отмечается, что Неналоговые изъятия в прошлом году составили примерно 5,4 млрд руб., или в среднем 5,9 % добавленной стоимости по каждой коммерческой организации. Куда большими оказались такие изъятия у тех, кто маркирует товары контрольными знаками. При производстве расходы на приобретение, маркировку и администрирование КИЗ в расчете на единицу товара составляют до 8—9 %, а при импорте, например, чая — до 20 % себестоимости. Сейчас маркировка касается 23 товарных групп. Стоимость контрольных знаков дифференцирована Минфином (постановление от 5.02.2016 № 3) и составляет от 1 копейки до 2 руб.

Чтобы изучить мнение бизнеса, БСПН провел анкетирование компаний, занимающихся производством и реализацией обуви, чая, кофе, соков, воды и безалкогольных напитков. Треть опрошенных заявили, что система маркировки контрольными (идентификационными) знаками (КИЗ) совершенно не соответствует обозначенным целям по обеспечению экономической безопасности и защите интересов граждан. По мнению 66,7 % опрошенных, маркировка лишь частично выполняет возложенные на нее функции. Причем 58,3 % респондентов связывают данное соответствие с наполнением бюджета, то есть отмечают фискальный характер марок.

На наш взгляд, негативная оценка действующей системы маркировки носит объективный характер. Утвержденный постановлением Совмина от 29.01.2011 № 1030 перечень товаров, подлежащих маркировке КИЗ, сформирован недостаточно обоснованно. На это указали 70 % респондентов. По мнению большинства компаний (66,6 %), включенные в перечень товары не определяют ситуацию на потребительском рынке и их доля в розничном товарообороте незначительна.

Стоимость КИЗ не обоснована и завышена, считают 58,3 % респондентов. В 2017 году расходы организаций на приобретение контрольных знаков составили 2,3 млн руб., на маркировку и администрирование — еще около 134 тыс. руб., или 5,9 % к затратам на покупку КИЗ. К названным издержкам следует добавить расходы, связанные с приобретением и обслуживанием оборудования. Дополнительных вложений требует обеспечение условий хранения КИЗ (в складских помещениях с температурой +20 °С и относительной влажности 55—65 %), установленных постановлением МНС от 9.08.2011 № 32 для предприятий-производителей.

Большинство организаций не видят положительного эффекта от дорогостоящей процедуры маркировки товаров. Лишь 8,3 % опрошенных полагают, что маркировка позволяет получить маркетинговую информацию и содействует защите отечественных производителей товаров.

Анализ проблемы позволяет сделать вывод, что действующая система маркировки товаров устарела, является излишней, затратной процедурой и ее следует отменить либо коренным образом модернизировать. Такого же мнения придерживаются и на предприятиях: за коренную модернизацию высказались 66,7 % респондентов, за отмену маркировки товаров — 75 %.

Бизнес-союз предлагает уходить от использования КИЗ поэтапно: для начала 1 января 2019 года отменить маркировку чая, кофе, соков и воды. БСПН просит Совмин поручить госорганам (Минэкономики, МАРТ, Госстандарту, МНС, МИД и другим заинтересованным) подготовить предложения по модернизации действующей системы маркировки товаров с учетом международного опыта. В том числе система маркировки в Республике Беларусь должна быть гармонизирована как с разрабатываемой Национальной системой прослеживаемости товаров, так и с прорабатываемыми системами идентификации отдельных товаров, а также маркировки в соответствии с техническими регламентами и санитарными требованиями в рамках Евразийского экономического союза.

Как следует из ответного письма, многие ведомства считают отказ от КИЗ преждевременным: контрольные знаки защищают рынок от оборота некачественной продукции, препятствуют росту серого импорта, стимулируют к уплате налогов и прочее. Приводится статистика по росту производства товаров после введения маркировки (хотя, заметим, этот рост не был устойчив, если рассматривать динамику в течение нескольких лет).

В письме также отмечается, что в начале марта главы правительств стран союза подписали Соглашение о маркировке товаров. Внутригосударственные процедуры, необходимые для вступления соглашения в силу, находятся на завершающем этапе, так что оно может начать действовать уже в нынешнем году. Это должно запустить процесс изменения правил маркировки и в Беларуси, однако вряд ли корректировки будут связаны с сокращением сферы применения КИЗ. Тем не менее БСПН нацелен продолжить диалог с властью по данному вопросу в интересах белорусского бизнеса.

Письмо БСПН Турчину А.Г.

Ответное письмо Минфина