Menu
RSS

БСПН - Бизнес Союз Предпринимателей и НанимателейБИЗНЕС СОЮЗ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И НАНИМАТЕЛЕЙ

ИМЕНИ ПРОФЕССОРА М. С. КУНЯВСКОГО

Russian Belarusian English French German Italian Spanish

2005_04_19 косвенный метод налогообложений и турист ваучер

Министерство спорта и туризма Республики Беларусь Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь Белорусский союз предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С. Кунявского (БСПН) и Ассоциация туристических организаций при БСПН рассмотрели предложения Министерства по налогам и сборам, касающиеся контроля за деятельностью субъектов предпринимательской деятельности в сфере туризма (письмо №7-1-3-15/1578 от 06.04.2005), и считают необходимым сделать следующие замечания. 1. В части введения в законодательство косвенных методов определения сумм налоговых обязательств. Как показывает мировой опыт, косвенный метод определения объектов налогообложения может использоваться налоговыми органами, но в строго определенных случаях. При этом определяются механизмы защиты от возможных злоупотреблений представителей налоговых органов. Так, например, в соответствии со статьей 4 (п.4.3.4. и 4.3.5.) закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» применение косвенного метода для определения налоговых обязательств налогоплательщиков «в случаях, не предусмотренных настоящим законом, не разрешается». К случаям, предусмотренным в законе, отнесены (п.4.3.1.): 1) неустановление фактического местонахождения предприятия, 2) неведение налогоплательщиком налогового учета, 3) отсутствие определенных законодательством первичных документов, 4) уклонение налогоплательщика от предоставления сведений, предусмотренных законодательством. Суммы налоговых обязательств, начисленных с использованием косвенного метода, могут быть обжалованы налогоплательщиком в порядке, установленном Законом. Согласно статье 16 Налогового кодекса Казахстана налоговые органы вправе косвенным методом определять налоговое обязательство налогоплательщика, но только в случаях, предусмотренных особенной частью Налогового кодекса. Таких случая два: 1) нарушения порядка ведения учета 2) утрата или уничтожение учетной документации (статья 76). В Налоговом кодексе России косвенный метод не предусмотрен. Важно отметить, что элементы косвенного метода в действующем налоговом законодательстве Беларуси уже имеются. Так, в соответствии с Инструкцией о порядке организации и проведения проверок налоговыми органами (утв. постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29 декабря 2003 г. № 124) в случаях, когда у налогоплательщика отсутствуют документы бухгалтерского учета, используется два метода – метод косвенного определения доходности конкретного вида предпринимательской деятельности и метод прямого обсчета объектов налогообложения. Полагаем, что введение косвенного метода в налоговое законодательство Беларуси в той форме, в которой предлагает МНС, негативно отразится на работе всех субъектов хозяйствования (не только в сфере туризма), породит коррупцию, взяточничество, поскольку налоговые органы наделяются неограниченными полномочиями при определении объектов налогообложения. По сути, использование этого метода делает ненужным ведение бухгалтерского учета, так как налоговый инспектор будет руководствоваться не данными законного бухгалтерского учета, а информационными источниками, правомерность которых не будет устанавливаться. Поэтому считаем нецелесообразным принятие предложенных МНС изменений в Налоговый кодекс, поскольку они не конкретизированы и носят отсылочный характер. 2. В части единой системы учета изготовленных и реализованных бланков туристических ваучеров. В представленном письме МНС отсутствуют обоснования создания электронного банка учета ваучеров. Поэтому не ясны цели создания банка данных. К тому же ваучер не является документом бухгалтерского учета. Для оценки этого предложения необходимо представить расчеты стоимости создания и ведения такого банка данных, и кто будет нести эти расходы. Бланк туристического ваучера утвержден в 1999 году (приказ Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 30 марта 1999 г. № 404) и с тех пор не изменялся. По мнению представителей туристических организаций, бланк устарел и не отражает объем услуг, оказанных потребителю. Вместе с тем необходимо отметить, что в мировой практике назначение ваучера – это прежде всего подтверждение объема услуг потребителю на маршруте и права на получения таких услуг, а не отражение стоимости тура. При реализации туристского продукта услуги, указанные в ваучере, оказываются не только белорусскими туристическими организациями, но и зарубежными организациями. Кроме того, по мнению туристических организаций, внесение бланка ваучера в банк данных увеличит себестоимость туристического продукта за счет введения дополнительного сотрудника в состав бухгалтерии. Председатель Правления БСПН им. Кунявского Г.П. Бадей