Внешние и внутренние вызовы экономике в 2017 г. и пути преодоления рецессии
В последнее время ряд белорусских и российских экономистов выступили с заявлениями, что в 2016 году рецессия, как в экономике Республики Беларусь, так и в экономике Российской Федерации закончится, а в 2017 году начнется экономический рост. Об этом, в частности, заявил Министр экономразвития Российской Федерации Улюкаев на инвестиционном форуме «Россия вперед». Это дало основание представителям белорусских официальных экономических органов прогнозировать рост ВВП в экономике РБ в 2017 году на 1,5 – 1,7 %.
Однако, наши исследования, прежде всего, мировых финансовых рынков говорят об обратном. Падение экономики Республики Беларусь в 2017 году будет продолжено. В лучшем случае в 2018 году темпы падения экономики могут замедляться. Это связано: во-первых, с падением экспорта. За три квартала 2016 года экспорт упал по отношению к трем кварталам 2015 года на $3 млрд. Падение экспорта в 2017 году продолжится. Это обусловлено попаданием мировой финансовой системы в «ликвидную ловушку», когда самой выгодной инвестицией становится «парковка» денег. $2,5 трлн. держат европейские и американские банки на счетах ФРС. Попытки Европейского центрального банка (ЕЦБ) и Центрального банка Японии вывести свои экономики из «ликвидной ловушки» с помощью отрицательных процентных ставок пока никакого эффекта не дали и экономика еврозоны до сих пор находится в стагнации, а экономика Японии так и не вышла из рецессии. Отток капитала из развивающихся стран, в том числе из Китая, идущего в конечном итоге «на парковку» продолжается, что сказывается на экономике этих стран, прежде всего, на инвестициях. Так, в настоящее время мы имеем падение инвестиций в экономике РФ на 8%, что заблокирует будущий ее рост. Уже в сентябре произошло самое большое падение промпроизводства за 2016 год.
Появление «ликвидной ловушки» и прибыль от «парковки» денег точно совпадают с началом оттока капитала из развивающихся стран (Бразилия, Турция, Россия, ЮАР), которые попали в долго играющий тренд стагнации из-за оттока капитала и падения инвестиций. Начался этот отток капитала в 2011 году, именно тогда и произошла в экономике РБ трёхкратная девальвация. В последнее время сильнейший отток капитала происходит и из Китая.
В этих условиях увеличить объёмы экспорта можно только за счет финансирования его покупателя, как это делает Китай, Caterpillar, Deere & Company. Следует также учитывать, что отток капитала из экономики РФ превышает положительное сальдо текущего счета, что вынуждает Центральный банк (ЦБ) РФ поднимать процентные ставки для стабилизации валютного курса. ЦБ РФ оказывает дополнительное давление на рост процентных ставок, стерилизуя денежную массу, идущую на формирование резервных фондов с целью покрытия бюджетного дефицита. Все это, вместе с проблемами российских регионов и падением инвестиций, будет блокировать рост российской экономики и в будущем. А Россия является самым крупным покупателем белорусского экспорта.
Во-вторых, в экономике РБ в 2017 году может возникнуть внешний долговой кризис. Это понимают центральные финансовые власти, которые создали механизм, который как «пылесосом» начал высасывать из предприятий финансовые ресурсы, идущие опосредованно на погашение внешнего долга. Но есть еще внутренний валютный долг. Суммарные требования к обслуживанию валютного долга составляют $18 млрд., что в любой момент может привести к «шоку», связанному с обслуживанием валового внешнего долга, если по каким-то причинам внешнее финансирование будет заблокировано или уменьшено. Поэтому центральные финансовые власти проводят такую жёсткую денежно-кредитную и налогово-бюджетную политику. Но такая денежно-кредитная и налоговая политика будет блокировать рост белорусской экономики и в будущем из-за падения его совокупного спроса и инвестиций. А из-за того, что в белорусской экономике не отлажен механизм перевода сбережений в инвестиции, инвестиции создавались за счет внешних источников, т.е. опосредованно за счет внешних заимствований. Сейчас, когда финансовые ресурсы идут на погашение внешнего долга, прежде всего, страдает строительство, бывшее до этого драйвером экономического роста.
В-третьих, мы допускаем возможность продолжение программы подъёма процентных ставок ФРС США. В последний раз они поднимали процентную ставку 15 декабря 2015 года. Это привело к падению цен на нефть до $27 за баррель (Юралс), девальвации российского рубля до 85 рублей за $ и девальвации белорусского рубля на 50%. В настоящее время финансовые рынки оценивают вероятность подъема процентной ставки в декабре 2016 года в 60%. Если это случится, то экономика РБ может испытать двойной кризисный шок: от кризиса внешней долговой нагрузки и девальвации белорусского рубля, вызванной проблемами платёжного баланса. Об этом, в частности, предупреждает последний доклад Международного валютного фонда, в котором говорится, что этот двойной кризисный шок может привести к катастрофическим последствиям в белорусской экономике.
В этих условиях, на наш взгляд, необходимо тщательная оптимизация расходов бюджета и выход на рефинансирование государственного долга через внешние займы, с которыми необходимо работать непрерывно, а не от случая к случаю. Это создаст резерв для снижения налоговой нагрузки бизнеса, которому также необходимо выходить на внешние финансовые рынки. Только за счет простого хеджирования валютных и ценовых рисков можно было увеличить экспортную выручку за 2014-2015 годы и первую половину 2016 года на $8 млрд. Но это требует создания новых структур управления в рамках открытых акционерных обществ, а также обучение, прежде всего, топ менеджеров белорусского бизнеса.
Заведующий кафедрой «Организация и анализ предпринимательских процессов» Белорусского национального технического университета Желтонога Леонид Алексеевич (www.bntu-lg.by)