Водный путь Е40. Итоги круглого стола
Мягких мер недостаточно. Обустройство белорусского участка водного пути Е40 потребует значительного вмешательства в гидрологию Припяти. С одной стороны, это может привести к серьезным изменениям экосистем в долине реки и на прилегающих территориях, с другой стороны, потребуются значительные капитальные затраты. И это при сомнительной экономической отдаче. Об этом говорили участники недавнего круглого стола.
«Порядка миллиарда долларов – достаточно значимая для Беларуси цифра. Именно во столько оценивается независимыми экспертами реконструкция пути по IV классу судоходства», – напомнил зам. директора БСПН им. Кунявского Алесь Герасименко, сославшись на экономическую оценку, проведенную в начале 2019 года по решению ведущих бизнес-союзов страны.
Как отметил спикер, расчеты, представленные Морским институтом в Гданьске, вызывают сомнение и даже удивление. Инвестиционные потребности в 62-118,2 млн евро для белорусского участка Е40 явно недооценены. Запланированное строительство 5-6 плотин на Припяти обойдется значительно дороже. На это, в частности указывает опыт строительства ГЭС на Немане и Западной Двине – там средняя стоимость плотины составила порядка 150 млн. долл. Сооружение аналогичных объектов на Припяти вряд ли обойдется дешевле, скорее наоборот, ведь пойма Припяти значительно шире, чем у Западной Двины или Немана, что усложняет задачу строителям.
Возникают сомнения в целесообразности инвестиций в Е40. Эксперты прогнозируют, что, даже если путь будут обустроен по IV классу судоходства, водный транспорт все равно не получит очевидных конкурентных преимуществ, поскольку он столкнулся с проблемой системной неконкурентоспособности. Доставить грузы железнодорожным и автомобильным транспортом можно быстрее и дешевле. Ранее бизнес-союзы уже направляли свои аналитические изыскания на этот счет в правительство.
На невозможность добиться параметров IV класса судоходства мягкими мерами (только дноуглубительными работами) обратил внимание специалист-гидролог Константин Титов. Для обеспечения гарантированной осадки судов не менее 2,5 м потребуется строительство плотин, что чревато выходом воды на пойму в верхнем бьефе и снижением грунтовых вод в нижнем. Как это повлияет на прилегающие территории – пока невозможно сказать, поскольку детализированного моделирования нет. Ясно лишь то, что влияние на гидрологию региона может быть значительным.
Согласно белорусскому законодательству, строительство водного пути Е40 требует проведения оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). При этом, по мнению юриста Григория Федорова, есть риск, что данные процедуры могут быть применены к отдельным фрагментам проекта, что, с одной стороны, легализует работы на объекте, а с другой стороны, не позволит учесть комплекс факторов. В этой связи важно добиться, чтобы ОВОС, в случае его объявления, проводился применительно ко всему белорусскому отрезку пути.
В целом участники дискуссии сошлись во мнении, что нельзя допустить популистских решений для Е40, не подкрепленных всеобъемлющей комплексной оценкой – по экологическим, гидрологическим и экономическим аспектам.