Комментарии и предложения к новой редакции Таможенного Кодекса РБ.
ЖДЕМ ВАШИХ КОММЕНТАРИЕВ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ПОВОДУ НОВОЙ РЕДАКЦИИ ТК Республики Беларусь.
Комментарии и предложения к новой редакции Таможенного Кодекса РБ.
ЖДЕМ ВАШИХ КОММЕНТАРИЕВ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ПОВОДУ НОВОЙ РЕДАКЦИИ ТК Республики Беларусь.
Новый Таможенный кодекс Республики Беларусь, находящийся в настоящее время в процессе рассмотрения и последующего принятия, существенно отличается от действующего, в том числе и по объему текста, который значительно возрос. Вместе с тем на практике многие положения нового ТК, которых нет в действующем Кодексе; применяются уже сейчас, но они регулируются подзаконными актами - приказами и письмами ГТК и региональных таможенных управлений. Однако есть и принципиальные новшества, имеющие существенное значение для участников ВЭД.
Рассмотрим основные положения нового ТК РБ: некоторые из них закрепляют на законодательном уровне уже сложившуюся практику, а другие - устанавливают отличные от действующего порядка правила таможенного оформления товаров.
В Статье 3, пункт 4, регламентирующем случай расхождения декрета или указа Президента Республики Беларусь с настоящим Кодексом или другим законом, регулирующим таможенные отношения, неясно условие верховенства Кодекса по отношению к указам и декретам Президента.
Статья 8. Расширен список основных понятий, используемых в Кодексе. В частности введено понятие «контрафактные товары», важное при защите объектов интеллектуальной собственности, особенно в связи с предстоящим вступлением Республики Беларусь в ВТО. Даны определения незаконному перемещению товаров через таможенную границу.
Расширена Глава 2 «Информирование и консультирование», где отражены методы и средства их проведения и ответственность работников таможни за их достоверность. Предлагается в статье 9 пункте 1 после слов «по телевидению и радио» добавить «посредством официального сайта в ГТК Республики Беларусь в Интернете».
В Статье 10, пункте 1, касающемся сроков консультирования заинтересованных лиц по вопросам таможенного регулирования и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, слова «одного месяца» заменить на «10 дней».
В главе 4 § 1 введено расширенное толкование терминов «страна происхождения товаров» и «сертификат о происхождении товаров», что немаловажно при дальнейшем определении объема таможенных пошлин.
Статья 27. Классификация товаров
В данной статье определено, что товары при их декларировании таможенным органам подлежат классификации, то есть в отношении товаров определяется классификационный код (классификационные коды) по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. Однако не указан уровень классификационного кода (четырехзначный, шестизначный, девятизначный или иной).
В § 3, Статья 29, пункт 2 срок принятия предварительного решения о классификации товаров предусмотреть продолжительностью 10 дней.
В Главе 5 дано гораздо более подробное и точное определение методики обоснования решений, действий (бездействий) таможенных органов и их должностных лиц.
Новый ТК Республики Беларусь отменяет обязательную процедуру первоначального обжалования действий или бездействия таможенников в вышестоящем таможенном органе и позволяет обращаться сразу в суд.
В качестве дополнения в пункт 5 Статьи 42 в конце пункта предлагаем добавить слова «и возмещению ущерба, нанесенного решением, действием (бездействием) таможенного органа».
Введена Статья 67, регламентирующая сроки производства таможенного оформления.
Сокращение сроков таможенного оформления, безусловно, благоприятное изменение для участников ВЭД. Чтобы уложиться в два дня, таможне предстоит изменить всю технологию таможенного оформления. Поэтому важным моментом является предварительное декларирование (вновь введенная Статья 78), которое позволит ускорить процесс таможенного оформления и соответственно избежать лишних расходов на хранение товара, из-за простоя автомобилей и т. п.
Статья 68 Место и время таможенного оформления
Согласно новому Кодексу таможенная декларация может быть подана в любой таможенный орган, правомочный принимать ГТД . Из этого правила могут быть исключения, касающиеся определенных товаров. Речь идет, о товарах, при таможенном оформлении которых требуются специальное оборудование или знания (например, культурные ценности, военная техника, радиоактивные материалы) либо специальный контроль, или же, в отношении которых зафиксированы частые случаи нарушения таможенного законодательства.
Помимо свободы выбора места декларирования товаров новый ТК Республики Беларусь предоставляет перевозчику право самостоятельно выбирать маршрут, по которому он будет осуществлять внутренний таможенный транзит товаров до места таможенного оформления (п. 4 ст. 107 ТК РБ). При этом в отношении отдельных видов товаров Правительство РБ может установить определенные маршруты внутреннего таможенного транзита. В настоящее время Таможенный кодекс позволяет перевозчикам пользоваться только установленными таможенными органами маршрутами.
Таким образом, новый ТК РБ не оказывает влияния на логистические схемы компаний, позволяя выбирать наиболее удобные места таможенного оформления товаров (например, по месту нахождения филиалов предприятия).
Статья 69 «Документы и сведения, необходимые для таможенного оформления» и Статья 79 «Предоставление документов при таможенном декларировании товаров»
Согласно действующему Таможенному кодексу перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления и контроля, определяет ГТК Республики Беларусь. В новом же ТК приведен максимальный список сведений и документов, которые участники ВЭД обязаны представлять таможенникам на каждом этапе ввоза и вывоза товаров. ГТК вправе сокращать такие перечни, но не расширять их. Таможенные органы вправе требовать предъявления только тех документов, которые действительно необходимы для соблюдения таможенного законодательства.
В новую редакцию ТК не включена статья об упрощенном порядке таможенного оформления. В то же время, согласно новому Кодексу, ГТК России обязан устанавливать специальные упрощенные процедуры таможенного контроля для компаний, которые удовлетворяют трем критериям (ст. 68 ТК РФ):
- не имеют административных правонарушений;
- ведут учет своей коммерческой документации способом, позволяющим таможенникам сопоставлять свои сведения со сведениями компании (требования к организации учета у участников ВЭД должны быть определены в специальном документе ГТК России);
- осуществляют внешнеэкономическую деятельность не менее трех лет.
Специальные упрощенные процедуры могут предусматривать хранение товаров до их выпуска на складах предприятия, проведение таможенного оформления на его объектах, а не на таможне. Кроме того, при условии уплаты таможенных платежей или предоставления обеспечения их уплаты выпуск товаров возможен еще до подачи таможенной декларации, если представлены коммерческие и другие документы, позволяющие идентифицировать товары (ст. 150 ТК РФ).
В настоящее время некоторые упрощенные процедуры применяются при ввозе товаров, требующих в силу уважительных причин ускоренного оформления (например, при ввозе товаров, необходимых при стихийных бедствиях, материалов СМИ, животных, скоропортящейся продукции и др.)
Предлагаем предусмотреть в новой редакции ТК Республики Беларусь статью об упрощенных таможенных процедурах.
В разделе 3 статьях 65-83, 91-104 более подробно, чем в действующем Таможенном Кодексе, расписаны порядок производства таможенного оформления, положение о таможенном декларировании, в том числе в электронном виде. Важным представляется введение главы 12 «Особенности таможенного оформления в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности», особенно в части мер по защите прав интеллектуальной собственности.
В главе 11 «Таможенный агент (представитель)», Статья 85 требованием к таможенному агенту является наличие основных средств в размере не менее 10000 базовых величин (120000 долларов США). По роду своей деятельности и при заключении договора страхования риска гражданской ответственности таможенный агент не нуждается в наличии таких основных средств, а потому такое требование может быть расценено, как попытка подавить мелких конкурентов. Предлагается оставить это требование в редакции действующего Таможенного Кодекса.
В разделе 4 проведено разделение таможенных режимов на таможенные процедуры и собственно таможенные режимы. Введены таможенные процедуры временного хранения товаров, процедуры в отношении транспортных средств международной перевозки припасов. Исключены таможенные режимы переработки товаров под таможенным контролем, свободной таможенной зоны и свободного склада.
В § 7 «Таможенный режим таможенного склада» рекомендуется сохранить статьи «Владельцы таможенных окладов», «Лицензия на учреждение таможенных окладов», «Требования к таможенным складам и их владельцам». Возможно, необходимо предусмотреть страхование гражданской ответственности владельца таможенного склада.
В Главе 23, Ст.249 Сроки уплаты таможенных платежей применена отсылка на 15 статей Кодекса, что само по себе является неудобным для использования, причем конкретный срок ни в одной из статей не приводится. Хотя, по сравнению с действующим ТК, срок смещается от момента принятия таможенной декларации к моменту выдачи свидетельства помещения под определенный таможенный режим.
В Российском же Кодексе при ввозе товаров, например, на перечисление таможенных платежей компаниям дается 15 дней со дня прибытия товаров на территорию России или со дня окончания внутреннего таможенного транзита (ст. 329 ТК РФ).
Глава 26 «Взыскание таможенных платежей», второй абзац статьи 268, касающийся взыскания неуплаченных таможенных платежей - неясна формулировка, противоречащая первому абзацу этой же статьи.
Раздел 7 «Таможенный контроль». В статье 274 пункте 2 установить срок продления контроля не более, чем на 10 (вместо 30) дней со дня истечения предусмотренных сроков.
Предлагаем сохранить имеющийся в действующей редакции Таможенного Кодекса раздел «Ответственность таможенных органов Республики Беларусь и их должностных лиц».
Очевидно, что во многом эффективность работы нового Таможенного кодекса будет зависеть от качества нормативно-правовой базы, которая будет существовать к моменту вступления документа в силу. Поэтому, в процессе и после принятия Таможенного кодекса таможенные правила должны вырабатываться путем консультации с бизнесом. На наш взгляд, бизнес должен участвовать в обсуждении таможенной практики, выработки норм, правил, политики в области таможенного дела. И новая редакция Кодекса создает для этого юридическую основу, все остальное будет зависеть только от доброй воли со стороны бизнеса и Правительства.
Рабочая группа
БСПН им. Кунявского