Menu
RSS

БСПН - Бизнес Союз Предпринимателей и НанимателейБИЗНЕС СОЮЗ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И НАНИМАТЕЛЕЙ

ИМЕНИ ПРОФЕССОРА М. С. КУНЯВСКОГО

Russian Belarusian English French German Italian Spanish

Предложения БСПН по упрощению системы налогообложению

Дирекция БСПН направила в Министерство финансов свои предложения по упрощению налоговой системы. Предложения обосновываются на проведенных собственных анализах и многочисленных консультациях с членскими организациями  БСПН и экспертами.

Познакомтесь с переданным в Министерство финансов материалом. Если у Вас есть замечания или предложению по усовершенствованию, то просим обратиться к нам по следующим координатам.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

            Бизнес союз предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С.Кунявского направляет в Ваш адрес предложения по упрощению налоговой системы Республики Беларусь и сокращению количества существующих налоговых платежей, которые подготовлены рабочей группой с учетом предложений руководителей коммерческих организаций – членов нашего объединения.

Надеемся, что они будут проанализированы и использованы при подготовке проекта бюджета Республики Беларусь на 2006 год и разработке проектов нормативных правовых актов по совершенствованию действующего налогового законодательства, в том числе и Налогового кодекса РБ.

Приложение: вышеупомянутое на 5 листах.  

Исполнительный директор

БСПН им.Кунявского                                                                       Тарасевич Ж.К.  

 

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ БСПН им.Кунявского

ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ   

Налоговая система Республики Беларусь характеризуется следующими чертами:

  • большим количеством видов налогов, сборов и платежей;
  • превалированием в доходах бюджета доли косвенного, по сравнению с прямым, налогообложения;
  • высоким уровнем централизации финансовых ресурсов (% к ВВП);
  • неравномерностью налоговой нагрузки, наличием множества отраслевых и индивидуальных льгот, не только нарушающих условия конкуренции и деформирующих рыночные механизмы формирования эффективных производств и видов деятельности, но и обусловливающих необходимость применения различных алгоритмов расчета одного и того же налога;
  • наличием множества ограничений в порядке формирования налогооблагаемой базы (указанные ограничения предусматриваются, как правило, не актами налогового законодательства, а документами, непосредственно регулирующими иные вопросы деятельности организаций: уровень оплаты труда работников, расходы на командировки, представительские расходы и т.д., что не только усложняет учет, но и является причиной неумышленных ошибок при расчете налогов);
  • сложностью налогового администрирования, требующего больших затрат субъектов хозяйствования на осуществление расчетов и уплаты налогов и сборов (установление предельного срока уплаты налога на добавленную стоимость  (не позднее 60 дней со дня отгрузки), обусловливающего необходимость контроля за расчетами по каждой сделке; установление при достижении сумм НДС определенных размеров  подекадной или пятидневной периодичности его уплаты в условиях, когда в качестве налогового периода законодательно определен календарный месяц и др.).

 
Налогообложение организаций и граждан, преследуя реализацию распределительной и стимулирующей функций, имеет специфические различия по характеру воздействия на экономическую активность, уровень доходов и покупательную способность населения. Поэтому совершенствование налоговой системы предполагает реализацию конкретных мер в области:

  • общей системы налогообложения организаций;
  • упрощенной системы налогообложения субъектов малого предпринимательства;
  • подоходного налогообложения физических лиц.

 
Основными направлениями совершенствования общей системы налогообложения в целях усиления ее влияния на стимулирование экономической активности субъектов хозяйствования являются следующие:

  • отмена оборотных платежей, взимаемых непосредственно с выручки от реализации товаров и услуг, сокращение за счет этого количества видов налогов и сборов, а также снижение фискальной нагрузки на субъекты хозяйствования;
  • трансформация моделей начисления и механизмов  взимания социальных платежей в направлении стимулирования высокого уровня заработной платы и легализации всех других доходов физических лиц посредством внедрения регрессивных ставок платежей и персонификации системы пенсионного и социального обеспечения;
  • снижение налоговой нагрузки на фонд заработной платы посредством отмены чрезвычайного налога и исключение «привязки»  к нему различных налогов и платежей как республиканского, так и местного уровня;
  • исключение практики применения индивидуальных льгот по всем применяемым налогам и сборам. В связи с этим целесообразно:

¾     упразднение льгот персонального характера, таких как освобождение от налога прибыли производственных мастерских, опытно-экспериментальных заводов, подсобных хозяйств и других организаций учреждений образования, организаций исправительно-трудовых учреждений и лечебно-трудовых профилакториев системы МВД, организаций, использующих труд инвалидов и др.;

¾     упразднение льгот, сложных в применении, требующих ведения отдельного учета доходов и затрат по льготируемому виду деятельности (например, освобождение от налога организаций, обслуживающих сельское хозяйство, - в части объемов выполненных работ юридическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность по производству продукции растениеводства, животноводства, рыболовства и пчеловодства, с направлением высвободившихся сумм на приобретение основных фондов   производственного назначения);

  • совершенствование методики формирования налогооблагаемой базы, а именно: максимальное упразднение различного рода исключений из общих правил при отнесении тех или иных затрат организаций в состав себестоимости продукции (работ, услуг). В этих целях считали бы целесообразным:

¾     в расходы на оплату труда, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг), включать в полном объеме все выплаты по заработной плате, исчисленные исходя из установленных в организации сдельных расценок, тарифных ставок и должностных окладов, а также выплаты стимулирующего и компенсирующего характера в соответствии с применяемыми формами и системами оплаты труда;

¾     относить в состав себестоимости расходы на оплату консультационных, информационных и маркетинговых услуг в полном объеме, при обосновании их производственной необходимости и надлежащем документальном оформлении;

¾     затраты на проведение аудита (независимо от требований по его обязательности)  при надлежащем их обосновании   и документальном оформлении относить на себестоимость в полном объеме;

¾     затраты на командировки, связанные с производственной деятельностью, относить на себестоимость исходя из установленных размеров компенсаций  (например, 150 евро в сутки – для стран Евросоюза, 200$ - для США, 100$ - для стран СНГ, 100 тыс. руб. – для Беларуси);

¾     представительские расходы, связанные с приемом и обслуживанием иностранных делегаций, относить на себестоимость в сумме фактических затрат, документально оформленных и утвержденных руководителем организации

 

  • упрощение налогового администрирования:  

¾     осуществление расчета НДС, исходя из объемов выручки, определяемой  в соответствии с учетной политикой предприятия;

¾     введение добровольного принципа подекадной или пятидневной периодичности уплаты налогов в рамках установленного налогового периода.

 

Упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства, несмотря на ряд явных преимуществ, не получила широкого распространения  по следующим причинам:

авансовый характер платежа по основному налогу «вымывает» оборотные средства субъектов хозяйствования, что непосредственно отражается на своевременности и полноте исполнения иных их  обязательств;

  1. для данных субъектов сохраняется  необходимость начисления и уплаты всех налогов и сборов от фонда оплаты труда, что, как и в условиях общей системы налогообложения, снижает заинтересованность и финансовые возможности нанимателей по легальному повышению заработной платы работающих;
  • установление жесткого ограничения по объему ежеквартальной выручки, нарушение которого чревато переходом на общую систему налогообложения, препятствует стремлению малых предприятий к поиску выгодных заказов, повышению производительности труда, расширению и развитию бизнеса, т.е. к созданию необходимых предпосылок для обеспечения высоких заработков  их персонала;
  • сохранение, наряду с единым,  большого количества других налогов обуславливает высокий уровень цен на продукцию или услуги малых предприятий, снижая их конкурентоспособность и вынуждая применять «серые» схемы расчетов, в том числе по заработной плате. Подтверждением тому служит факт, что средняя заработная плата в предпринимательском секторе экономики оказалась по итогам прошлого года значительно ниже чем в госсекторе.

 
Исходя из изложенного следует, что основными направлениями совершенствования указанной системы налогообложения субъектов малого бизнеса в целях  создания реальных преференций в области налогового администрирования и уровне налоговой нагрузки являются следующие:

  • исключение авансовых платежей по основному налогу (предварительной оплаты стоимости патента);
  • исключение для субъектов малого бизнеса других оборотных платежей из выручки;
  • увеличение порогового значения численности работающих для применения упрощенной системы налогообложения до 25 человек;
  • установление пороговых значений численности работающих и объема выручки от реализации в расчете на год, а не по кварталам; при превышении пороговых значений любого из критериев осуществление перехода  на общую систему налогообложения  лишь с начала следующего года.

 
В отличие от стран с рыночной экономикой подоходное налогообложение физических лиц в Беларуси не имеет прогрессивного характера и обладает низкой бюджетной отдачей. Его доля в доходах консолидированного бюджета в течение последних пяти лет не превышала 10%, в то время как в Литве она составляет более 23%, в Венгрии – около 17%, в Эстонии – 21%.
Кроме того, узкая налоговая шкала и   «привязка» большого количества сборов и платежей к фонду оплаты труда искажает поведение экономических субъектов и тем самым оказывает негативное влияние на функционирование экономики.
Поэтому основным направлением реформирования подоходного налогообложения являются следующие:

  • повышение прогрессивности подоходного налога;
  • усиление его нейтральности;
  • повышение уровня собираемости налога и его доли в доходах консолидированного бюджета;
  • повышение эффективности налогового администрирования.

 
Для повышения прогрессивности подоходного налогообложения следует увеличить необлагаемый уровень дохода до уровня бюджета прожиточного минимума. При этом во избежание резкого снижения налоговых поступлений в бюджет должно иметь место одновременное повышение налоговых ставок. 
В целях придания налоговым вычетам более адресного характера следовало бы предусмотреть потерю права гражданина на осуществление вычета необлагаемого минимума дохода  при достижении его совокупного дохода установленной суммы.
Необходимы также выработка и внедрение гибкой системы льгот, обеспечивающих социальные и инвестиционные вычеты.

Поскольку более 90% населения уплачивают подоходный налог по ставкам 9 и 15%, целесообразным было бы введение одновременно с увеличением необлагаемого минимума и системы налоговых вычетов плоской ставки подоходного налога на уровне не выше 15%.
Введение плоской ставки подоходного налога предполагает переход от системы глобального к системе шедулярного налогообложения. Это не только обеспечит снижение затрат на налоговое администрирование, но и повысит нейтральность подоходного налогообложения в части влияния на поведение экономических субъектов, а также стимулирования вторичной занятости населения.