За благополучными темпами
Анализ
итогов социально-экономического развития страны в истекшем периоде т.г.
показывает, что из 16, утвержденных Указом Президента РБ от 12.12.2005г. № 587
, на 2006 год важнейших показателей обеспечено текущее выполнение 15. А задания
на I полугодие, утвержденные постановлением Совета Министров РБ от 29.12.2005г.
превышены по большинству позиций в 1,5-2 раза. Соотношения выполнения и
достигнутые уровни показателей видны из таблицы 1.
За благополучными
темпами
Таблица 1
|
В сопоставимых ценах, в % к соответствующему
периоду 2005г.
| ||||
По прогнозу на
|
фактически
| ||||
год
|
I
полугодие
|
I полугодие
|
июль
|
январь июль
| |
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Валовой
внутренний продукт (ВВП)
Продукция
промышленности
Продукция
сельского хозяйства
Инвестиции
в основной капитал
Производство
потребительских товаров
Объем
внешней торговли товарами и услугами
в том числе:
экспорт
импорт
Розничный
товарооборот
Платные
услуги населению
Реальные
денежные доходы населения
Рентабельность
реализованной продукции в промышленности
(в %)
Энергоемкость
ВВП
(снижение
“-“ в %)
Ввод в
эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования (тыс. кв.м)
|
107-108,5
106,5-108
106-108
113-114
108-109
108,3-109,3
108,5-109,5
108-109
109-110,5
108-109
107-108,5
14,5
(-6)-(-7)
3700-4200
|
107,0
106,0
104,0
-
105,5
-
-
-
108,0
106,0
-
12,0
-0,7
-
|
110,1
112,6
106,9
136,9
111,0
131,9
123,5
141,2
116,6
111,4
118,2
15,5
-1,5
2072
|
110,1*)
113,4
104,8*)
132,5
110,6
116,7
155
|
110,1
112,7
106,6
136,1
110,9
116,6
|
2227
|
*)
получено расчетом, исходя из данных Минстата за период с начала года.
Если оценивать результаты исходя из
критериев выполнения заданий и темпов прироста ВВП (110,1%), то в очередной раз
можно констатировать достигнутые успехи.
Наиболее высокие темпы роста
наблюдались по инвестициям в основной капитал (за полугодие 136,9%) и за июль –
132,5%) и по внешнеэкономической деятельности (полугодие 131,9%). Однако более внимательное рассмотрение содержания этих показателей
показывает, что источники роста не оптимальны. В инвестиционной сфере,
например, опережающие темпы достигнуты за счет кредитов банков (за январь –
июль т.г. рост составил 159,3%),
бюджетных средств (144,3%) и внебюджетных фондов (255,3%). В то же время
инвестиции за счет собственных средств организаций выросли за 7 месяцев только на 129,5%, а за счет иностранных источников
(без иностранных кредитов) вообще снизились и составили лишь 40,7% к соответствующему
уровню прошлого года. Чистое поступление иностранных инвестиций в реальный
сектор экономики в I полугодии т.г. составило 83,9 млн.долл. США, в том числе в
торговлю и общественное питание – 87,6 млн., в общую коммерческую деятельность
по обеспечению функционирования рынка – 36 млн. долларов. При этом изъятие инвестиций
составило по промышленности 20,4 млн., сельскому хозяйству – 5,7 млн., транспорту –
2,6 млн., связи – 31 млн. долларов. Такие тенденции тревожны и говорят, что за
общими высокими темпами не все благополучно с точки зрения инвестиционного климата.
Неоднозначно следует оценивать и
высокие темпы роста внешнеторгового оборота (131,9%). Опережающий рост получен
по импорту товаров и услуг (141,2%) по сравнению с экспортом (123,5%). В
результате отрицательное сальдо внешней торговли составило 423,4 млн. долларов, в том числе в торговле
товарами минус 820,1 млн. долларов. При этом рост средних цен экспорта составил
116,1%, а импорта 112,2%. Физический же объем экспорта товаров возрос на 8,2%,
а услуг на 7%, при приросте импорта соответственно – на 27,3% и 111,2%. Такая
ситуация (отрицательное сальдо) рано или поздно скажется на стабильности белорусского
рубля.
Из других утвержденных важнейших
показателей таблицы 1 следует отметить такие как темпы роста продукции сельского
хозяйства и снижение энергоемкости ВВП. Хотя задания I полугодия по ним
перевыполнены, однако достижение запланированного уровня в целом по году весьма
затруднительно. По сельскому хозяйству это связано с погодными условиями. Уже
можно прогнозировать снижение по
сравнению с 2005 годом продукции растениеводства, а это отразится на кормовой
базе и следовательно на возможностях прироста продукции животноводства.
Расчеты показывают, что для выхода
на годовые задания по снижению энергоемкости во втором полугодии необходимо
обеспечить снижение энергопотребления на 11,5 и 13,5%, против достигнутых в I
полугодии 1,5%. Обеспечить такое снижение весьма проблематично, прежде всего,
из-за опережающего роста продукции энергоемких
отраслей промышленности. Так за 7 месяцев т.г. прирост продукции топливной
промышленности составил 28,6%, промышленности строительных материалов – 12,9%,
черной металлургии – 10,6%, в то же время в неэнергоемких отраслях легкой промышленности
прирост составил 5%, лесной и деревообрабатывающей промышленности – 4,9%.
Снижение энергопотребления имеет
важное значение с точки зрения, конкурентоспособности белорусской экономики,
особенно, в связи с намечаемым повышением цен на импортируемый природный газ.
Расчеты показывают, что уже при повышении цен на газ, в 2 раза а следовательно
и на электроэнергию и тепло, вырабатываемые на его основе, рентабельности
реализованной продукции, работ и услуг, при прочих равных условиях снизится
примерно также в два раза. При этом надо учитывать, что уровень рентабельности
многих предприятий остается сравнительно низким, что видно из данных таблицы 2.
Таблица
2
|
Рентабельность реализованной
продукции, работ, услуг
|
Из общего числа рентабельных с
уровнем рентабельных
| |||||
I полугодие 2005
|
I полугодие 2006
|
От 0 до 5
|
От 5 до 10
|
От 10 до 20
|
От 20 до 30
|
30 и выше
| |
Всего
|
14,6
|
13,8
|
35,1
|
21,6
|
23,3
|
9,5
|
10,5
|
в том числе
|
|
|
|
|
|
|
|
промышленность
|
16,7
|
15,5
|
32,5
|
26,2
|
25,0
|
10,2
|
6,1
|
сельское хозяйство (включая организации по обслуживанию сельского хозяйства)
|
11,5
|
8,8
|
40,4
|
17,8
|
24,8
|
10,3
|
6,7
|
транспорт (включая трубопроводный)
|
16,6
|
14,7
|
33,7
|
28,4
|
27,3
|
4,4
|
6,2
|
строительство
|
10,0
|
10,6
|
34,7
|
22,9
|
22,5
|
9,9
|
10,0
|
торговля и общественное питание
|
12,2
|
13,4
|
38,5
|
19,9
|
19,6
|
8,6
|
13,4
|
Рентабельность реализованное
продукции, работ услуг в I полугодии 2006г. составила 13,8% против 14,6% в I
полугодии 2005г. Рентабельными были 78% организаций, учитываемых в текущем
порядке, из них более половины имели уровень рентабельности до 10%, в том числе
35,1% рентабельных предприятий имели ее уровень в пределах от 0 до 5%.
Наиболее сложное положение с
рентабельностью в таких отраслях как: промышленность, стройматериалов, легкая и пищевая промышленность где доля
низкорентабельных производств повышает
40%. Поэтому для выживания в условиях повышения тарифов на энергоносители, надо
или снижать их потребление, или соответствующим образом повышать цены на
готовую продукцию, что чревато потерей
конкурентоспособности.
Впрочем в нашей стране «изобрели»
свои способы борьбы с убыточностью, хотя во всем мире они признаны бесперспективными.
Среди них присоединение убыточных производств и предприятий к рентабельным,
предоставление налоговых и других льгот и преференций, национализация акционерных
обществ и т.д. Очередную порцию льгот получила большая группа предприятий в
августе т.г. Согласно сразу нескольким
Указам Президента РБ отдельные «заслуженные» предприятия освобождаются от сбора
в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции
и налога с пользователей автомобильных дорог (Указы № 525 и № 528), таможенных пошлин и налога на добавленную
стоимость на ввозимую сельскохозяйственную технику (Указы № 539 и № 540).
Особого внимания заслуживает Указ от 28.08.2006г. № 538 «О мерах по финансовому
оздоровлению убыточных акционерных обществ» согласно которому 82 обществам предоставлена
возможность реструктуризации просроченной кредиторской задолженности по определенным,
а Указе платежам. При этом надо отметить, что условия реструктуризации
достаточно жесткие – доведение доли государства в уставном фонде акционерных
обществ до 100% путем безвозмездной передачи в его собственность акции
принадлежащих акционерам, а том числе, приобретенных гражданами за денежные
средства на льготных условиях и в обмен на чеки «Имущество».
Анализируя указанные и другие
решения Правительства невольно возникают немало вопросов, в том числе таких
наивных как: где равные условия хозяйствования и добросовестная конкуренция;
зачем в бюджете в ущерб развития аккумулировать такие ресурсы, которые можно свободно раздавать; неужели государству
не хватает полномочий в виде «золотой акции» и других для управления
акционерными обществами; и наконец, почему только акционеры – граждане должны
нести имущественную ответственность за неудовлетворительное финансовое
состояние своих предприятий .
Характерным примером решений
Правительства, негативно влияющим и на финансовое состояние организаций, и на
обеспечение равных условий хозяйствования, может служить принятие Указа
Президента от 4 августа т.г. № 499 «О некоторых мерах по обновлению основных средств
в строительной отрасли», согласно которому установлены повышенные отчисления в
размере 13,5% от себестоимости продукции (работ, услуг), полученных
(выполненных) при осуществлении деятельности в области строительства и промышленности
строительных материалов.
Во-первых, плательщиками
отчислений, согласно Указу, являются все организации, в т.ч. и частные, а
средства инновационных фондов поступают государственным органам на поддержку их
организаций.
Во-вторых, Указ введен в действие
с июля т.г., то есть задним числом, когда договоры на работы уже заключены и
расчеты за выполненные работы в июле осуществлены. А учитывая, что
инновационные фонды являются государственными бюджетными фондами, т.е. платежи
в них обязательны, субъекты хозяйствования поставлены в условия когда надо
вносить платежи из чистой прибыли, либо истребовать дополнительные платежи с
заказчиков, которые, естественно, не всегда готовы на дополнительные расходы,
либо оказаться в неплательщиках налога, что чревато последствиями. К этому
можно добавить, что Инструкция о порядке образования инновационного фонда Минстройархитектуры
РБ утверждена министерством только 7 сентября т.г. По другим ведомствам и
исполкомам нормативных документов нет. Представляется целесообразным действие
Указа Президента Республики Беларусь не только приостановить до издания
соответствующих нормативных актов, но и дополнительно рассмотреть
обоснованность и последствия введения таких отчислений.
По данным
статистики консолидированный бюджет страны за I полугодие исполнен с профицитом в
размере 764,2 млрд. рублей, или 2,2 % к объему ВВП. А в целом в бюджете
аккумулируется 50,5 % ВВП. Это средняя нагрузка для субъектов хозяйствования, а
с учетом многочисленных льгот, для законопослушных налогоплательщиков, она
значительно выше. Поэтому снижение налоговой нагрузки является назревшей необходимостью.
В проекте бюджета на 2007 год Министерство финансов Республики Беларусь
намечает ряд мер в этом направлении. Однако вышеназванный пример с инновационным
фондом ставит под сомнение серьезность этих намерений. Между тем финансовое
положение субъектов хозяйствования оставляет желать лучшего. Причем, несмотря
на высокие темпы роста объемов производства и ВВП динамика финансовых активов и
пассивов предприятий и организаций отрицательна, что видно из данных таблицы 3.
Динамика баланса основных текущих финансовых активов и
пассивов за январь-июнь 2006 (млрд.руб.%)
Таблица
3
|
01.07.2005
|
01.01.2006
|
01.04.2006
|
01.07.2006.
|
Темпы роста
| |
01.07.2006 к 1.01.2006
|
01.07.2006 к 01.07.2005г.
| |||||
Активы – всего, в том числе:
|
20397,9
|
22164,5
|
24214,8
|
25955,9
|
117,1
|
127,2
|
денежные средства предприятий на
счетах в банках
|
2430,1
|
3393,1
|
3347,8
|
3668,0
|
108,1
|
150,9
|
дебиторская задолжность
|
14179,4
|
15008,8
|
16346,2
|
17767,3
|
118,4
|
125,3
|
остатки готовой продукции на
складах предприятий
|
2311,5
|
2059,1
|
2730,2
|
2615,8
|
127,0
|
113,2
|
запасы продукции в торговле
|
1476,6
|
1703,5
|
1790,6
|
1904,8
|
111,8
|
129,0
|
Пассивы – всего, в том числе
|
27083,0
|
30208,4
|
31472,6
|
34733,1
|
115,0
|
128,2
|
кредиторская задолжность между
субъектами
|
19298,9
|
21019,5
|
21685,3
|
23806,3
|
113,3
|
123,4
|
задолжность по кредитам банков
(без населения)
|
7784,1
|
9188,9
|
9787,3
|
10926,8
|
118,9
|
140,4
|
Сальдо активов и пассивов
|
-6685,4
|
-8043,9
|
-7257,8
|
-8777,2
|
109,1
|
131,3
|
Из таблицы видно, что в I
полугодии т.г. активы выросли по сравнению с началом года на 117,1%, а по
сравнению с прошлым годом – на 127,1%. Продолжался рост всех составляющих, в
том числе и таких нежелательных как остатки готовой продукции на складах и
дебиторская задолженность, которая достигла на 1 июля т.г. 17,8 трлн. рублей,
или более 50% полугодового объема ВВП. Видно также, что пассивы, к которым
относятся кредиторская задолженность между субъектами (рост по сравнению с соответствующим
периодом прошлого года 123,4%) и задолженность по кредитам банков (без
населения, рост 140,4%) опережали рост активов. Отрицательное сальдо активов и
пассивов возросло по сравнению с 2005г. на 131,3% и составило на 1 июля т.г. 8,8
трлн. рублей. При этом уместно заметь, что чистая прибыль предприятий и организаций
составила за полугодие лишь 3,9 трлн. рублей. То есть, даже если предприятия не будут, как говорится «не пить, не
есть», то и при этом полученной годовой прибыли не достаточно для покрытия долгов.
А ведь её необходимо направить часть прибыли на заработную плату, и на
пополнение оборотных средств для приобретения сырья и материалов, и на
модернизацию основных фондов, на различные сборы, и на обслуживание долгов.
Только на выплату процентов, а не самих долгов, при сложившихся на 1 июля т.г.
задолженности и средних процентных ставок для коммерческих организаций (в июне
т.г. они были: в национальной валюте 8,6%; в свободно конвертируемой – 10,4%)
потребуется более 1 трлн. рублей, или около 20% чистой прибыли. Поэтому,
кредиты являются «благом» лишь для высокорентабельных производств и проектов, а
при нашем среднем уровне рентабельности и процентных ставках они финансово губительны.
И это уже поняли многие руководители предприятий. Они ищут пути как преодолеть
задолженность и развиваться. Хотя это не просто. Ведь по состоянию на 1 июля
т.г. суммарная задолженность составляла 4,7 трлн. рублей. Положительно лишь то,
что по сравнению с началом года она снизилась на 3,7% при росте потребительских
цен за этот период на 3,1%. Однако, на задолженность свыше трех месяцев приходилось
63,6% общей суммы просроченной кредиторской задолженности. Уместно заметить и
то, что 58% организаций имеют просроченную кредиторскую задолженность, в том
числе 83,5% из них – задолженность свыше трех месяцев, то есть являются
устойчиво неплатежеспособными, а, следовательно, нуждаются в санации.
По основным отраслям экономики
просроченная кредиторская задолженность на 1.07.2006г. характеризуется следующими данными:
|
Доля организаций, имеющих просроченную кредиторскую задолженность в
общем числе организаций, %
|
Просроченная кредиторская задолженность на 1 июля 2006г.
млрд руб
|
Из нее
| ||
2005
|
2006
|
Поставщи-кам
|
По налогам и сборам, социальному страхованию и обеспечению
| ||
Всего –
в том
числе:
промышленность
сельское хозяйство
транспорт (включая трубопроводный)
строительство
торговля и общественное питание
|
59,7
72,5
88,1
50,3
61,7
40,3
|
58,0
71,7
85,5
48,9
60,5
39,3
|
4211,3
1813,6
1004,1
161,1
204,9
392,8
|
3477,3
1485,6
757,3
78,6
172,6
374,6
|
555,7
283,3
213,3
14,3
24,2
5,2
|
Наибольшая доля организаций,
имеющих просроченную кредиторскую задолженность, приходится на промышленность и
сельское хозяйство. В этих условиях первейшая задача всех субъектов хозяйствования
и управления «развязать» неплатежи. Для этого в мировой практике накопилось
достаточно опыта. Это и продажа долговых обязательств, и выпуск ценных бумаг, и
передача имущественных прав, и др.
В Беларуси же пошли совершенно в
другую сторону, т.е. нашли свой путь – ограничение не денежных расчетов путем установления
предельных нормативов прекращения обязательств без поступления денежных
средств. Причем неисполнение установленных законодательством ограничений
осуществления мены и прекращения обязательств влечет наложение штрафа в размере
до 30 базовых величин. Мало того законность отдельных операций, например, в банковской сфере
поставлена под вопрос. Так, поскольку в Указе Президента РБ от 15.08.2005года №
373 «О некоторых вопросах заключения договоров и исполнения обязательств на
территории Республики Беларусь» отсутствуют какие-либо исключения в отношении
кредитно-финансовых организаций, возникают вопросы в отношении таких широко
используемых в банковской практике операций, основанных на принципах зачета
(взаимного погашения обязательств сторон) операций, как конверсия иностранных
валют; многосторонний клиринг при проведении межбанковских расчетов в системе Белорусского
межбанковского расчетного центра; по результатам торгов, организуемых ОАО
«Белорусская валютно-фондовая биржа»; при обслуживании расчетов посредством
банковских пластиковых карт и карт электронных денег международных и частных
платежных систем и др.
При этом, учитывая что
постановлением Советом Министров Республики Беларусь от 31.03.2006г. № 435 «О
предельных нормативах прекращения обязательств без поступления денежных средств
в 2006 году» Министерству экономики поручено давать разъяснения по вопросам
заключения договоров и прекращения обязательств без поступления денежных
средств на территории Республики БСПН обратился в это министерство с просьбой
дать разъяснения по таким договорам. И хотя уже прошел месяц со дня обращения,
однако ответа пока не получено. Это
говорит о недостаточной подготовке и непродуманности последствий такого решения.
Представляется, что действие Указа следовало бы приостановить, покрасней мере,
до «развязки» неплатежей.
Искусство управлять заключается не
только в доведении заданий, нормативов и приказов. Главное настроить механизм
саморегулирования и стимулирования приоритетных направлений. Этого, по нашему мнению,
сегодня недостает нашей экономике.
Аналитическая группа
БСПН им.Кунявского