Кризис - время перемен
Итоги социально-экономического развития страны за 2008 год, исходя из данных статистики по выполнению важнейших параметров прогноза, утвержденного Указом Президента (от 18 декабря 2007 года, № 656) можно признать вполне удовлетворительными.
Предлагаем
Вашему вниманию детальный и справедливый анализ экономической ситуации
Республики Беларусь и основные моменты, вызывающие потребность в коренном
реструктурировании экономики.
Итоги
социально-экономического развития страны за 2008 год, исходя из данных
статистики по выполнению важнейших параметров прогноза, утвержденного Указом
Президента (от 18 декабря 2007 года, № 656) можно признать вполне
удовлетворительными. Как видно изтаблицы 1 превышены все «темповые»
задания по росту: ВВП, продукции промышленности и сельского хозяйства,
инвестициям в основной капитал, товарообороту, реальным денежным доходам
населения и производительности труда.
Лишь один
показатель не «вписался» в обозначенную величину – это рост импорта, который
составил 137% при определенной величине 112,5 – 113,5%. В результате этого
отрицательное внешнеторговое сальдо достигло 4,4 млрд. долларов США, что
составляет 11,8% к объему экспорта товаров и услуг. При этом следует отметить,
что и в предыдущие годы сальдо было отрицательным: в 2007 году – 2,7 млрд., в
2006 – 1,7 млрд. В 2005 году сальдо было положительное в размере 164,6 милл.
долларов. Налицо тенденция увеличения отрицательного сальдо, что должно было
служить сигналом для корректировки валютно-денежной политики. Однако «укрепление»
белорусского рубля продолжалось из года в год, начиная с 2002 года. За
последние пять лет (2004-2008) средневзвешенный курс белорусского рубля к
доллару США снизился на 3,6% при изменении потребительских цен (инфляции) за
этот период 67,3%. То есть за пять лет относительная ревальвация (укрепление
курса) белорусского рубля к доллару США составила более 60%
(167,3:103,6=161,5), что снижало рентабельность экспорта и стимулировало
развитие импорта. И никакие административные меры в виде заданий по увеличению
экспорта и ограничению импорта не в силах преодолеть экономические мотивы. И
они победили. В новый 2009 год Беларусь вошла с новым курсом, рубль
девальвирован более чем на 20%.Эта запоздалая мера должна была положительно
сказаться на рентабельности экспорта и экономике большинства предприятий. Но,
во-первых, для проявления действия экономических стимулов требуется достаточно
длительный временный лаг, а его пока не было. Во-вторых, мировой экономический
кризис докатился и до Беларуси. И проявилось это, прежде всего, снижением
потребительского спроса. В-третьих, существует только в Беларуси, «уникальная в
мире», система регулирования цен, которая искажает реальную экономическую
ситуацию.
Влияние
экономического кризиса в итогах просматривается через показатели IV квартала 2008 года и
января-февраля 2009 года. Из таблицы 1
видно, что в указанный период по большинству показателей наблюдается не только
снижение темпов роста, но и объемов производства промышленной продукции
(январь-февраль: – 2,3%) и непродовольственных товаров (-6,2%), существенное
снижение внешнеторгового оборота (IY квартал
Обращает
внимание не сопряженность уровня показателей прогноза на 2009 год и фактически
полученных за январь-февраль. С одной стороны, такие отклонения прогноза и
факта говорят о качестве самого прогноза. Но с другой, - параметры прогноза на
2009 год утверждены Указом Президента от 29.08.2008 №459 и носят директивный
характер. Отсюда требования и оценка работы кадров государственными органами
осуществляются исходя из выполнения утвержденных и доведенных заданий. Поэтому
руководители организаций, зачастую, вопреки здравому смыслу выполнять задания.
Вследствие чего переполненные склады неотгруженной продукции, замораживание
оборотных средств, необходимость увеличения кредитования для выплаты заработной
платы, закупки сырья, материалов и комплектующих.
Динамика
основных текущих финансовых активов и пассивов за 2008 год приведена в таблице 2. Так, запасы готовой
продукции на складах предприятий увеличились по сравнению с началом 2008 года
на 1,8 трлн. рублей, или на 55,5%, в том числе в IV квартале на 837,9 млрд. рублей и
достигли на 01.01.2009 года почти 5 трлн. рублей. За два месяца текущего года
на склады положено продукции еще на 1,5 трлн. рублей. Таким образом, с учетом
прошлогодних запасов на складах находится почти среднемесячный объем продукции,
в том числе на предприятиях машиностроения – полутора- , а в легкой
промышленности – двухмесячный объем производства. Такую ситуацию нельзя
признать нормальной. Если продукция не реализуется, то дешевле ее вообще не
выпускать. По крайней мере, не будет затрат сырья, материалов, энергоносителей
и других расходов. Необходимо довериться руководителям организаций,
маркетинговым службам решать, что и сколько производить и снять
административный пресс за выполнение заданий по темпам роста объемов
промышленного производства.
Проблемы
реализации продукции напрямую связаны с платежеспособным спросом. Из таблицы 2 видно, что денежные средства предприятий на
счетах в банках за 2008 год увеличились на 37,3%, но объем их остается не
сопоставим с объемами дебиторской и кредиторской задолженности между субъектами
хозяйствования. Дебиторская задолженность за 2008 год увеличилась на 27,1% и
составила на начало 2009 года 31,2 трлн. рублей. Кредиторская задолженность
соответственно – на 21,3% и 386 трлн. рублей. Задолженность организаций по
кредитам коммерческих банков (без населения) увеличились в прошлом году на
53,2% и достигли 32,2 трлн. Суммарная кредиторская задолженность между
субъектами хозяйствования, включая банковскую задолженность, на 1 января
превысила 70 трлн. рублей, что составляет 55% годового объема ВВП. И ситуация
усугубляется. В январе т.г. кредиторская задолженность между субъектами
увеличилась еще на 685 млрд. рублей, а перед банками – в три раза больше – на
2021 млрд. рублей.
В этой
связи уместно заметить, что истоки мирового экономического кризиса лежат в
неспособности кредитополучателей рассчитаться по своим долгам. Белорусские
организации находятся в таком положении. На 1 февраля т.г. просроченную
кредиторскую задолженность имели 55,8% организаций, из них 82,1% - задолженность свыше трех месяцев.
Жить не по средствам, в кредит, конечно же, удобно, но чревато последствиями.
По долгам, как правило, когда-то надо платить! Между тем, жить в кредит
становится не только нормой, но и фактором белорусской экономической модели. В
подтверждение этому можно привести такие данные, полученные на основе годовых
статистических отчетов. За 2001 – 2008 годы объем ВВП, то есть объем ресурсов,
направляемых на потребление и накопления, вырос на 87,6%, будем говорить, - в
1,9 раза. Реальные денежные доходы населения, что можно соотносить с фондом
потребления, увеличились за этот период в 2,7 раза, а инвестиции в основной
капитал, что равнозначно фонду накопления, увеличились в 3,4 раза. Если к этому
добавить, что кредитование банками отраслей экономики и населения увеличилось
за указанный период в 32 раза, становится понятным, что Беларусь вносит свой
«посильный» вклад в развитие глобального кризиса.
Рост
денежных доходов населения, во многом, определяет внутренний потребительский
спрос и устойчивые темпы роста розничного товарооборота. Из таблицы 1 видно,
что, как в 2008 году, так и в январе т.г. темпы роста товарооборота опережают
рост денежных доходов населения, хотя в январе-феврале т.г. они ниже
запланированных. В январе т.г. объем денежных доходов составил 6,5 трлн. рублей
и увеличился, по сравнению с январем 2008 года, на 24%, а скорректированный на
рост потребительских цен (15,1%) – на 7,7%. Но, и такая оценка роста доходов
вызывает сомнения, так как не учитывает девальвацию белорусского рубля.
Вызывают
некоторые вопросы данные о денежных расходах и сбережениях населения. В январе,
по данным статорганов, они составили 6,8 трлн. рублей, в том числе сбережения –
1 трлн. рублей. При этом вклады населения в белорусских рублях в январе т.г.
снизились на 1,1 трлн. рублей, или 13,8%, а на валютных счетах увеличились на
38%, что свидетельствует о снижении доверия населения к белорусскому рублю.
Это, безусловно, будет сказываться на денежно-валютной политике Национального
банка и депозитных ставках.
Основными
источниками формирования доходов населения является оплата труда. В 2008 году
на ее долю приходилось 56,1%, а в январе т.г. – 55,5% денежных доходов. В 2008
году реальная зарплата, рассчитанная с учетом роста потребительских цен,
увеличилась по сравнению с 2007 годом на 9,9% и составила в декабре 1000,2 тыс.
рублей, или 455 долларов США. В январе т.г. начисленная средняя заработная
плата составила 919,6 тыс. рублей. По номиналу она уменьшилась, по сравнению с
декабрем
И еще
один аспект. Задолженность организаций по кредитам и займам на выплату
заработной платы на 1 февраля т.г. составила 598 млрд. рублей, или 19,5% от
начисленного за месяц фонда заработной платы, в том числе в организациях
концернов «Беллесбумпром» - 79,4%, «Беллегпром» - 76,5%, организациях Минпрома
– 47,6% от начисленного фонда заработной платы. При этом следует иметь ввиду,
что в январе т.г. примерно 3% среднемесячной численности работников работали в
режиме вынужденной неполной занятости, а численность работников, которым были
предоставлены отпуска по инициативе нанимателя составила 59,3 тыс. человек. Общее
количество неотработанного в январе времени составило 504 тыс. человеко-дней,
что равноценно ежедневному невыходу на работу 25,2 тыс. человек. Такая ситуация
может не только сохраниться, но и усугубиться, что скажется как на доходах
населения, так и на финансовом положении организаций.
Характеристика
состояния экономики была бы не полной без данных состояния государственного
бюджета. Объемы аккумулированных в бюджетной системе республики финансовых
ресурсов и произведенных расходов за 2008 год приведены в таблице 3. Из таблицы видно. Во-первых, что доходы
консолидированного бюджета выросли на 136,7%, что в 3 раза выше прироста ВВП
(110,0% см. таблицу 1), а это значит, что ни о каком снижении налоговой
нагрузки речь идти не может. Действительно, доля консолидированного бюджета в
ВВП составила 50,9%, в то время как в 2007 году она была 50%, а в 2006 году
48,4%. Да, в общем объеме доходов (65,7 трлн. рублей) присутствуют такие
платежи как взносы на социальное страхование (14,5 трлн. рублей) и неналоговые
доходы (4,4 трлн.) в виде инновационных фондов и др., которые теоретически не
относятся к налогам. Но, белорусский законодатель отнес эти платежи к налогам.
Поэтому дискуссия о возрастании или снижении налоговой нагрузки, на наш взгляд,
беспочвенна и однозначна. Да. Она
возросла по сравнению с прошлыми годами.
Это подтверждается, даже если посмотреть на долю чистых
налоговых доходов, которые составили в 2008 году 36,3% от ВПП против 35,6% в
Из других
показателей доходной части обращает внимание опережающий рост неналоговых
доходов (172,4%); налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (169%)и
налога на прибыль (156,2%).
Рассматривая
статьи расходов, можно заметить более высокие темпы роста на
общегосударственные нужды (167%) и национальную экономику (147,5%). Темпы роста
на здравоохранение, образование и социальную политику, несмотря на, как любят
говорить наши законодатели, социальную направленность бюджета ниже среднего
уровня (соответственно 116,4%, 120,0% и 124,3% при средней величине 134,3%). И,
конечно же, нельзя не заметить профицит бюджета, который составил 1,9 трлн. рублей,
или 1,4% к объему ВВП и 2,8% к доходам бюджета. В январе т.г. ситуация
существенно не изменилась. Объем аккумулированных в бюджетной системе
финансовых ресурсов составил 52,8% от ВВП, а профицит бюджета – 12,3% от ВВП.
Таким
образом, видим достаточно комфортное состояние бюджета (профицит) и в тоже
время скромное состояние финансов
коммерческих организаций. Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг
в январе т.г. снизилась по сравнению с январем 2008 года, и составила 9,1% против 14,1%, рентабельность
продаж соответственно – 5,4% против 8,2%. При этом, рентабельными были лишь 77,4%
организаций, учитываемых текущей статистической отчетностью. А из общего числа
рентабельных организаций 56,4% имели рентабельность до 10%, в том числе 39,3%
организаций имели рентабельность до 5%. Из этих данных можно сделать вывод, что
большинство коммерческих организаций, по крайней мере, сводят концы с концами.
Централизация
финансовых ресурсов в период кризиса позволяет государству активно участвовать
в решении насущных проблем поддержки субъектов хозяйствования и населения.
Однако чрезмерное изъятие вновь созданной стоимости (доходов) в бюджет
ослабляет мотивацию эффективной работы. Поэтому для успешного преодоления
кризиса необходимо сокращать бюджетные расходы и последовательно снижать
налоговую нагрузку. Резервы и возможности для этого имеются. В условиях
объявленной либерализации вполне логичным было бы сокращение количества
контролирующих органов и контролеров, а, следовательно, расходов на
общегосударственные нужды. Более пристального внимания заслушивают и расходы на
национальную экономику. Поддержка валообразующих предприятий может приносить
временный, сиюминутный эффект, но в долгосрочном периоде, это может оказаться
ошибочным, так как глубину кризиса и сроки его преодоления никто пока не знает.
Поэтому более надежными вложениями была бы поддержка малого и среднего бизнеса,
в том числе инновационного. А в этом направлении делается пока, к сожалению,
очень мало.
Аналитическая группа БСПН
им.Кунявского