Menu
RSS

БСПН - Бизнес Союз Предпринимателей и НанимателейБИЗНЕС СОЮЗ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И НАНИМАТЕЛЕЙ

ИМЕНИ ПРОФЕССОРА М. С. КУНЯВСКОГО

Russian Belarusian English French German Italian Spanish

Кризис - время перемен

Итоги социально-экономического развития страны за 2008 год, исходя из данных статистики по выполнению важнейших параметров прогноза, утвержденного Указом Президента (от 18 декабря 2007 года, № 656) можно признать вполне удовлетворительными.  

Предлагаем Вашему вниманию детальный и справедливый анализ экономической ситуации Республики Беларусь и основные моменты, вызывающие потребность в коренном реструктурировании экономики.

 

           

Итоги социально-экономического развития страны за 2008 год, исходя из данных статистики по выполнению важнейших параметров прогноза, утвержденного Указом Президента (от 18 декабря 2007 года, № 656) можно признать вполне удовлетворительными. Как видно изтаблицы 1  превышены все «темповые» задания по росту: ВВП, продукции промышленности и сельского хозяйства, инвестициям в основной капитал, товарообороту, реальным денежным доходам населения и производительности труда.

Лишь один показатель не «вписался» в обозначенную величину – это рост импорта, который составил 137% при определенной величине 112,5 – 113,5%. В результате этого отрицательное внешнеторговое сальдо достигло 4,4 млрд. долларов США, что составляет 11,8% к объему экспорта товаров и услуг. При этом следует отметить, что и в предыдущие годы сальдо было отрицательным: в 2007 году – 2,7 млрд., в 2006 – 1,7 млрд. В 2005 году сальдо было положительное в размере 164,6 милл. долларов. Налицо тенденция увеличения отрицательного сальдо, что должно было служить сигналом для корректировки валютно-денежной политики. Однако «укрепление» белорусского рубля продолжалось из года в год, начиная с 2002 года. За последние пять лет (2004-2008) средневзвешенный курс белорусского рубля к доллару США снизился на 3,6% при изменении потребительских цен (инфляции) за этот период 67,3%. То есть за пять лет относительная ревальвация (укрепление курса) белорусского рубля к доллару США составила более 60% (167,3:103,6=161,5), что снижало рентабельность экспорта и стимулировало развитие импорта. И никакие административные меры в виде заданий по увеличению экспорта и ограничению импорта не в силах преодолеть экономические мотивы. И они победили. В новый 2009 год Беларусь вошла с новым курсом, рубль девальвирован более чем на 20%.Эта запоздалая мера должна была положительно сказаться на рентабельности экспорта и экономике большинства предприятий. Но, во-первых, для проявления действия экономических стимулов требуется достаточно длительный временный лаг, а его пока не было. Во-вторых, мировой экономический кризис докатился и до Беларуси. И проявилось это, прежде всего, снижением потребительского спроса. В-третьих, существует только в Беларуси, «уникальная в мире», система регулирования цен, которая искажает реальную экономическую ситуацию.

Влияние экономического кризиса в итогах просматривается через показатели IV квартала 2008 года и января-февраля 2009 года. Из таблицы 1 видно, что в указанный период по большинству показателей наблюдается не только снижение темпов роста, но и объемов производства промышленной продукции (январь-февраль: – 2,3%) и непродовольственных товаров (-6,2%), существенное снижение внешнеторгового оборота (IY квартал 2008 г.     – 17,3% и за январь2009 г.    - 37,4%) и экспорта ( - 21,3% за IY квартал и 42,2% в январе).

Обращает внимание не сопряженность уровня показателей прогноза на 2009 год и фактически полученных за январь-февраль. С одной стороны, такие отклонения прогноза и факта говорят о качестве самого прогноза. Но с другой, - параметры прогноза на 2009 год утверждены Указом Президента от 29.08.2008 №459 и носят директивный характер. Отсюда требования и оценка работы кадров государственными органами осуществляются исходя из выполнения утвержденных и доведенных заданий. Поэтому руководители организаций, зачастую, вопреки здравому смыслу выполнять задания. Вследствие чего переполненные склады неотгруженной продукции, замораживание оборотных средств, необходимость увеличения кредитования для выплаты заработной платы, закупки сырья, материалов и комплектующих.

Динамика основных текущих финансовых активов и пассивов за 2008 год приведена в таблице 2. Так, запасы готовой продукции на складах предприятий увеличились по сравнению с началом 2008 года на 1,8 трлн. рублей, или на 55,5%, в том числе в IV квартале на 837,9 млрд. рублей и достигли на 01.01.2009 года почти 5 трлн. рублей. За два месяца текущего года на склады положено продукции еще на 1,5 трлн. рублей. Таким образом, с учетом прошлогодних запасов на складах находится почти среднемесячный объем продукции, в том числе на предприятиях машиностроения – полутора- , а в легкой промышленности – двухмесячный объем производства. Такую ситуацию нельзя признать нормальной. Если продукция не реализуется, то дешевле ее вообще не выпускать. По крайней мере, не будет затрат сырья, материалов, энергоносителей и других расходов. Необходимо довериться руководителям организаций, маркетинговым службам решать, что и сколько производить и снять административный пресс за выполнение заданий по темпам роста объемов промышленного производства.

Проблемы реализации продукции напрямую связаны с платежеспособным спросом. Из таблицы 2  видно, что денежные средства предприятий на счетах в банках за 2008 год увеличились на 37,3%, но объем их остается не сопоставим с объемами дебиторской и кредиторской задолженности между субъектами хозяйствования. Дебиторская задолженность за 2008 год увеличилась на 27,1% и составила на начало 2009 года 31,2 трлн. рублей. Кредиторская задолженность соответственно – на 21,3% и 386 трлн. рублей. Задолженность организаций по кредитам коммерческих банков (без населения) увеличились в прошлом году на 53,2% и достигли 32,2 трлн. Суммарная кредиторская задолженность между субъектами хозяйствования, включая банковскую задолженность, на 1 января превысила 70 трлн. рублей, что составляет 55% годового объема ВВП. И ситуация усугубляется. В январе т.г. кредиторская задолженность между субъектами увеличилась еще на 685 млрд. рублей, а перед банками – в три раза больше – на 2021 млрд. рублей.

В этой связи уместно заметить, что истоки мирового экономического кризиса лежат в неспособности кредитополучателей рассчитаться по своим долгам. Белорусские организации находятся в таком положении. На 1 февраля т.г. просроченную кредиторскую задолженность имели 55,8% организаций, из  них 82,1% - задолженность свыше трех месяцев. Жить не по средствам, в кредит, конечно же, удобно, но чревато последствиями. По долгам, как правило, когда-то надо платить! Между тем, жить в кредит становится не только нормой, но и фактором белорусской экономической модели. В подтверждение этому можно привести такие данные, полученные на основе годовых статистических отчетов. За 2001 – 2008 годы объем ВВП, то есть объем ресурсов, направляемых на потребление и накопления, вырос на 87,6%, будем говорить, - в 1,9 раза. Реальные денежные доходы населения, что можно соотносить с фондом потребления, увеличились за этот период в 2,7 раза, а инвестиции в основной капитал, что равнозначно фонду накопления, увеличились в 3,4 раза. Если к этому добавить, что кредитование банками отраслей экономики и населения увеличилось за указанный период в 32 раза, становится понятным, что Беларусь вносит свой «посильный» вклад в развитие глобального кризиса.

Рост денежных доходов населения, во многом, определяет внутренний потребительский спрос и устойчивые темпы роста розничного товарооборота. Из таблицы 1 видно, что, как в 2008 году, так и в январе т.г. темпы роста товарооборота опережают рост денежных доходов населения, хотя в январе-феврале т.г. они ниже запланированных. В январе т.г. объем денежных доходов составил 6,5 трлн. рублей и увеличился, по сравнению с январем 2008 года, на 24%, а скорректированный на рост потребительских цен (15,1%) – на 7,7%. Но, и такая оценка роста доходов вызывает сомнения, так как не учитывает девальвацию белорусского рубля.

Вызывают некоторые вопросы данные о денежных расходах и сбережениях населения. В январе, по данным статорганов, они составили 6,8 трлн. рублей, в том числе сбережения – 1 трлн. рублей. При этом вклады населения в белорусских рублях в январе т.г. снизились на 1,1 трлн. рублей, или 13,8%, а на валютных счетах увеличились на 38%, что свидетельствует о снижении доверия населения к белорусскому рублю. Это, безусловно, будет сказываться на денежно-валютной политике Национального банка и депозитных ставках.

Основными источниками формирования доходов населения является оплата труда. В 2008 году на ее долю приходилось 56,1%, а в январе т.г. – 55,5% денежных доходов. В 2008 году реальная зарплата, рассчитанная с учетом роста потребительских цен, увеличилась по сравнению с 2007 годом на 9,9% и составила в декабре 1000,2 тыс. рублей, или 455 долларов США. В январе т.г. начисленная средняя заработная плата составила 919,6 тыс. рублей. По номиналу она уменьшилась, по сравнению с декабрем 2008 г., на 8,1% и составила примерно 335 долларов США, т.е. ниже уровня декабря на 26,5%. Именно этот фактор будет определять динамику роста заработной платы и потребительского спроса на товары и услуги на внутреннем рынке.

И еще один аспект. Задолженность организаций по кредитам и займам на выплату заработной платы на 1 февраля т.г. составила 598 млрд. рублей, или 19,5% от начисленного за месяц фонда заработной платы, в том числе в организациях концернов «Беллесбумпром» - 79,4%, «Беллегпром» - 76,5%, организациях Минпрома – 47,6% от начисленного фонда заработной платы. При этом следует иметь ввиду, что в январе т.г. примерно 3% среднемесячной численности работников работали в режиме вынужденной неполной занятости, а численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя составила 59,3 тыс. человек. Общее количество неотработанного в январе времени составило 504 тыс. человеко-дней, что равноценно ежедневному невыходу на работу 25,2 тыс. человек. Такая ситуация может не только сохраниться, но и усугубиться, что скажется как на доходах населения, так и на финансовом положении организаций.

Характеристика состояния экономики была бы не полной без данных состояния государственного бюджета. Объемы аккумулированных в бюджетной системе республики финансовых ресурсов и произведенных расходов за 2008 год приведены в таблице 3. Из таблицы видно. Во-первых, что доходы консолидированного бюджета выросли на 136,7%, что в 3 раза выше прироста ВВП (110,0% см. таблицу 1), а это значит, что ни о каком снижении налоговой нагрузки речь идти не может. Действительно, доля консолидированного бюджета в ВВП составила 50,9%, в то время как в 2007 году она была 50%, а в 2006 году 48,4%. Да, в общем объеме доходов (65,7 трлн. рублей) присутствуют такие платежи как взносы на социальное страхование (14,5 трлн. рублей) и неналоговые доходы (4,4 трлн.) в виде инновационных фондов и др., которые теоретически не относятся к налогам. Но, белорусский законодатель отнес эти платежи к налогам. Поэтому дискуссия о возрастании или снижении налоговой нагрузки, на наш взгляд, беспочвенна  и однозначна. Да. Она возросла по сравнению с  прошлыми годами. Это подтверждается, даже если посмотреть  на долю чистых налоговых доходов, которые составили в 2008 году 36,3% от ВПП против 35,6% в 2007 г. и 34,0% в 2006 году.

Из других показателей доходной части обращает внимание опережающий рост неналоговых доходов (172,4%); налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (169%)и налога на прибыль (156,2%).

Рассматривая статьи расходов, можно заметить более высокие темпы роста на общегосударственные нужды (167%) и национальную экономику (147,5%). Темпы роста на здравоохранение, образование и социальную политику, несмотря на, как любят говорить наши законодатели, социальную направленность бюджета ниже среднего уровня (соответственно 116,4%, 120,0% и 124,3% при средней величине 134,3%). И, конечно же, нельзя не заметить профицит бюджета, который составил 1,9 трлн. рублей, или 1,4% к объему ВВП и 2,8% к доходам бюджета. В январе т.г. ситуация существенно не изменилась. Объем аккумулированных в бюджетной системе финансовых ресурсов составил 52,8% от ВВП, а профицит бюджета – 12,3% от ВВП.

Таким образом, видим достаточно комфортное состояние бюджета (профицит) и в тоже время  скромное состояние финансов коммерческих организаций. Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг в январе т.г. снизилась по сравнению с январем 2008 года, и  составила 9,1% против 14,1%, рентабельность продаж соответственно – 5,4% против 8,2%. При этом, рентабельными были лишь 77,4% организаций, учитываемых текущей статистической отчетностью. А из общего числа рентабельных организаций 56,4% имели рентабельность до 10%, в том числе 39,3% организаций имели рентабельность до 5%. Из этих данных можно сделать вывод, что большинство коммерческих организаций, по крайней мере, сводят концы с концами.

Централизация финансовых ресурсов в период кризиса позволяет государству активно участвовать в решении насущных проблем поддержки субъектов хозяйствования и населения. Однако чрезмерное изъятие вновь созданной стоимости (доходов) в бюджет ослабляет мотивацию эффективной работы. Поэтому для успешного преодоления кризиса необходимо сокращать бюджетные расходы и последовательно снижать налоговую нагрузку. Резервы и возможности для этого имеются. В условиях объявленной либерализации вполне логичным было бы сокращение количества контролирующих органов и контролеров, а, следовательно, расходов на общегосударственные нужды. Более пристального внимания заслушивают и расходы на национальную экономику. Поддержка валообразующих предприятий может приносить временный, сиюминутный эффект, но в долгосрочном периоде, это может оказаться ошибочным, так как глубину кризиса и сроки его преодоления никто пока не знает. Поэтому более надежными вложениями была бы поддержка малого и среднего бизнеса, в том числе инновационного. А в этом направлении делается пока, к сожалению, очень мало.

Аналитическая группа БСПН им.Кунявского