БСПН о Генеральном плане развития Минска
Республиканский и столичный бюджеты должны софинансировать вынос предприятий за черту Минска, а чиновники – нести ответственность, в том числе материальную, за возможную непоследовательность решений.
Бизнес союз предпринимателей и нанимателей имени профессора М. С. Кунявского (БСПН) подготовил предложения к проекту изменений в Генеральный план развития Минска до 2030 года, которые намерен направить в правительство.
БСПН вынужден констатировать низкую эффективность исполнения генплана, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 23.04.2003 № 165, особенно в части выноса производств из центра города. На наш взгляд, основная причина кроется в недостаточной проработке решений на стадии подготовки документа, что необходимо учесть при его нынешней корректировке.
Изменения в новый генеральный план ограничивают дальнейшее развитие столицы внутригородскими территориями. В такой ситуации дополнительной проработки требует взаимодействие Мингорисполкома и организаций, которые планируют вынести свое производство за пределы городской черты либо снизить его воздействие на окружающую среду.
По мнению БСПН, чиновники и директора должны совместно заняться поиском финансирования на эти цели, разработать проекты и подсчитать расходы, которые впоследствии следует распределить между предприятиями, городским и республиканским бюджетами. Следует обеспечить преференциальные лояльные условия для реализации инвестиционных договоров предприятиями и организациями, производства которых подлежат выносу, а для тех, кто поставил цель снизить выбросы вредных веществ в окружающую среду, – уменьшить ставки земельного налога и налога на недвижимость.
Следует законодательно запретить изменение базовых условий для определения промышленных зон, детальной планировки, закрепления земельных участков, условий и норм для транспортных и инженерных коммуникаций и др. Также должна быть предусмотрена ответственность, в том числе материальная, государственных и местных органов управления, отдельных должностных лиц перед организациями и предприятиями за непоследовательность решений при исполнении генерального плана Минска. Данная ответственность должна распространяться в том числе на размещение объектов в пределах санитарной зоны предприятий.
Бизнес-союз рекомендует разработать схему взаимодействия Мингорисполкома с организациями и предприятиями, не соответствующими регламенту генплана, а также определить обязательства сторон, в том числе сроки выноса производств и порядок возмещения расходов в случае замораживания проекта.