Menu
RSS

БСПН - Бизнес Союз Предпринимателей и НанимателейБИЗНЕС СОЮЗ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И НАНИМАТЕЛЕЙ

ИМЕНИ ПРОФЕССОРА М. С. КУНЯВСКОГО

Russian Belarusian English French German Italian Spanish

Партнеры БСПН

БСПН сотрудничает со многими организациями Республики Беларуси и за рубежом на основе заключенных соглашений и совместных проектов.

Перспективы туризма на Полесье

save polesia

Миллионы европейских туристов готовы ехать на Полесье, чтобы увидеть здесь дикую природу.

«Полесье может быть успешным у различных целевых групп европейских туристов, в том числе у “серебряных” в возрасте 50-70 лет, молодых любителей природы (18-44 года), а также “зеленых" семей с детьми", – отметил в ходе недавнего круглого стола в Минске член правления Глобальной сети экотуризма Айвар Руукель.

Эксперт презентовал доклад “Европейская “Амазония”. Стратегия развития природного туризма”, подготовленный в прошлом году международной группой исследователей. Согласно выводам исследования, у Полесья есть шанс стать ключевым регионом для наблюдения за птицами (бердвотчинга). Интерес к этому направлению в Европе огромен: только британское Королевское общество защиты птиц объединяет более миллиона орнитологов-любителей. Значительным потенциалом обладают экотуры по особо охраняемым природным территориям (ООПТ), сплавы по рекам, агроэкотуризм, а также связанные с природой традиции полешуков, например, бортничество.

Одновременно авторы исследования констатировали, что, несмотря на глобальную значимость, европейские туристы почти ничего не знают о Полесье. В регионе пока нет полноценной туристической сети и хорошо разрекламированных турпродуктов. Единственным известным брендом на международном рынке является Чернобыльская зона, которая привлекает туристов не только масштабами техногенной катастрофы, но и возродившейся после ухода человека дикой природой. Правда, до сих пор развитием туризма в зоне отчуждения занималась преимущественно украинская сторона, белорусы открыли для посещений свою часть чернобыльской зоны только с 2019 года.

Припять фото

 

Номинант для ЮНЕСКО

Продвижению на международном рынке должно помочь придание Полесью статуса объекта Всемирного природного наследия и биосферного резервата ЮНЕСКО. Идею поддержали в Минприроды, и сейчас ОО “Ахова птушак бацькаўшчыны" (АПБ) готовит предварительную заявку, чтобы до февраля 2022 года подать ее в структуру ООН.

“Ожидается, что на Полесье объект ЮНЕСКО будет иметь трансграничный статус, затронет и белорусские и украинские территории. Ядром выступит национальный биосферный резерват “Припятское Полесье", созданный в 2016 году в пределах трех белорусских ООПТ”, – сообщил координатор программ Франкфуртского зоологического общества в Беларуси, специалист АПБ по природоохранным вопросам Виктор Фенчук.

Эксперт обратил внимание на то, что сама по себе номинация ЮНЕСКО не гарантирует раскрытие туристического потенциала. Как показывают исследования, статус территории является значимым менее чем для 1% туристов. Однако туризм безусловно получит развитие на Полесье за счет косвенных факторов, поскольку признание на международном уровне будет способствовать росту инвестиций в туристическую инфраструктуру, дополнительным природоохранным мероприятиям и развитию трансграничного сотрудничества.

Потенциал роста – в разы

В обозримом будущем поток туристов в сельские регионы республики может увеличиться примерно в шесть раз по отношению к доковидному 2019 году до 6 млн человек в год. Такие расчеты содержатся в исследовании «Оценка туристического потенциала белорусского Полесья», проведенном в 2020 году по заказу ОО «Багна».

Выводы основаны на анализе туризма в сопредельных с Беларусью регионах ЕС, а также на прогнозе Всемирной туристской организации, согласно которому к 2030 году более половины всех визитов туристов придется на страны с развивающейся экономикой. Повсеместно в мире происходит смена туристических предпочтений в пользу малоизученных стран с естественными ландшафтами, богатой флорой и фауной.

«Опережающий рост туризма может быть относительно дешевым способом обеспечить экономический рост белорусских регионов, в том числе Полесья, где высоки риски бедности и немало отстающих в развитии районов», – убежден зам. директора Бизнес союза предпринимателей и нанимателей им. профессора М.С.Кунявского Алесь Герасименко.

Для создания условной единицы добавленной стоимости в туризме требуется в несколько раз меньше инвестиций, чем в промышленности и других капиталоемких отраслях. Значительно дешевле обходится и создание одного рабочего места, в секторе агроэкотуризма это лишь около 10 тыс. BYN.

Round Table

 

Альтернативный сценарий

Деловые объединения страны рассматривают развитие туризма на Полесье как альтернативу строительства водного пути Е40. Осенью 2018 года ведущие бизнес-союзы в совместном письме на адрес тогдашнего премьера Сергея Румаса раскритиковали проект новой транспортной артерии и рекомендовали переориентировать инвестиции на другие сектора. По их мнению, драйвером для экономики региона может стать агро- и экотуризм. Формирование туристического кластера поспособствует становлению малого и среднего предпринимательства и притоку валютной выручки в страну, особенно в условиях безвизового въезда иностранцев.

Таким образом, новые исследования только подтвердили ранее сделанные выводы и рекомендации. В данном случае мнения представителей деловой и экологической общественности совпали – и те, и те считают приоритетным сохранение природного потенциала Полесья и его использование в устойчивом формате.

В пошлом году ряд общественных организаций Восточной Европы объявили о начале кампании “Save Polesia” (рус. – “Сохраним Полесье”) и призвали общественность подписать соответствующую петицию. Экологи и экономисты хотят обратить внимание на важность сохранения Полесья – одного из крупнейших регионов Европы, обладающего исключительным природным потенциалом.

Материалы круглого стола в облаке

Опрос бизнеса по COVID-19

bel bizIFC

Пандемия COVID-19 и ее экономические последствия представляют беспрецедентную проблему для малого бизнеса и стартап-сообщества во всем мире. Чтобы знать, как бороться с проблемой, надо ее изучить, поэтому команда Bel.biz при поддержке Международной финансовой корпорации IFC составила опросник для представителей малого бизнеса.

Инициаторы опроса хотят понять, с какими трудностями могут столкнуться и уже столкнулись малый бизнес и стартапы в Беларуси, и какие шаги нужно предпринять правительству и бизнес-сообществу, чтобы смягчить удар на малый бизнес.

Просим вас ответить на вопросы по ссылке.

Результаты опроса будут представлены в агрегированном виде с целью соблюдения конфиденциальности ответов респондентов. Полученные результаты отразят мнение белорусских руководителей малого и среднего бизнеса в целом, а также в разрезе отраслей, размера бизнеса и регионов исследования. Результаты опроса будут представлены белорусскому правительству в виде аналитического отчета, распространены через белорусские бизнес-ассоциации и сообщества, опубликованы на сайте bel.biz и в других белорусских массмедиа.

Цель опроса — предоставить экспертному сообществу, самим предпринимателям и институтам поддержки актуальную и достоверную информацию о самочувствии малого и среднего бизнеса Беларуси в этот сложный период пандемии с целью принятия решений, помогающих преодолеть кризис.

Уважаемые коллеги, призываем вас присоединиться к опросу и поддержать нас. Данная аналитика крайне важна для всех субъектов экономики, и ваш вклад  будет высоко оценен бизнес-сообществом. Просим распространить этот опрос среди всех ваших коллег и клиентов.

Давайте проявим солидарность и поможем друг другу преодолеть кризисные времена!