Menu
RSS

БСПН - Бизнес Союз Предпринимателей и НанимателейБИЗНЕС СОЮЗ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И НАНИМАТЕЛЕЙ

ИМЕНИ ПРОФЕССОРА М. С. КУНЯВСКОГО

Russian Belarusian English French German Italian Spanish

Как отечественным производителям отстоять внутренний рынок товаров?

Общий план 2

Ответы на вопрос искали участники тематического круглого стола — семинара, проведенного 18 августа в Минске Бизнес союзом предпринимателей и нанимателей имени профессора М. С. Кунявского (БСПН).

Статистика не вдохновляет

Отечественные производители товаров продолжают уступать позиции импорту. Ресурс административного влияния на магазины исчерпан, нужны рыночные меры регулирования.

За последние пять лет удельный вес отечественных потребительских товаров (одежды, обуви, аксессуаров) в розничных продажах сократился на 15 п. п., приблизившись к 50 %.

При годовом расчетном размере внутреннего рынка по данной товарной группе в 2,6 млрд деноминированных рублей белорусские компании продают товаров примерно на 1,3 млрд руб. В том числе продукция предприятий концерна «Беллегпром» формирует чуть более 0,8 млрд руб. продаж, а малыхе и средних негосударственных компаний — только 11,5 млн руб., сообщил председатель Ассоциации производителей и продавцов товаров народного потребления БСПН Владимир Астровский.

«Злостными» проводниками импорта стали торговые сети, контролирующие сегодня половину розничного рынка Беларуси. За три года доля оте­чественной верхней одежды в продажах ретейлеров снизилась с 56,8 до 25,3 %, трикотажных изделий — с 66,5 до 25,3 %, обуви — с 59,1 до 6,3 %.

При этом наиболее проблем­ным каналом сбыта стали массово открывающиеся в стране торговые центры (ТЦ), которых, по данным торгового реестра, уже более полутысячи. «Продукция отечественных производителей в торговых центрах представлена слабо. Там в последние годы происходит масштабное продвижение на внутренний рынок одежды и обуви брендовых сетей», — посетовал Владимир Астровский.

Без оплаты

Проблемой стали несвоевременные расчеты. Многие объекты ретейла не только перешли на расчет с поставщиками по факту реализации продукции, но еще и не спешат платить за реализованный товар. «Обидно, когда наша продукция продана, а деньги на счета предприятия не поступают. А ведь это наша оборотка», — возмутилась начальник управления по маркетингу и сбыту ОАО ПТО «Полесье» Наталья Шарук.

У поставщиков нет надежных механизмов получения средств от должников, поддержала коллегу по цеху директор ЗАО «Калинка» Галина Калитеня. Эта производственная компания, еще в феврале выигравшая суд у одного из дебиторов, до сих пор не может получить от него средства по судебному постановлению. «Система судов не работает. Куда нам обращаться дальше, я не понимаю», — в сердцах воскликнула руководитель.

Проблема долгов кроется в низкой торговой наценке, которую устанавливают субъекты торговли на белорусский товар. Сейчас она составляет 30—40 %, а должна быть не менее 100 %, тогда ретейл сможет своевременно рассчитываться с поставщиками, полагает заместитель директора СООО «Торгово-производственная компания «Боннетри» Наталья Валеха.

Увы, участники семинара сошлись во мнении, что резко повысить торговую наценку на белорусские товары сегодня невозможно. Они попросту утратят ценовую конкурентоспособность.

Закат административного ресурса

Предприятиям также приходится мириться с тем, что постепенно сужается возможность административного регулирования. Например, с его помощью не удалось продвинуть белорусскую продукцию в торговые центры, признала замминистра торговли Ирина Наркевич.

Строительство современных ТЦ европейского уровня помогло сократить вывоз гражданами валюты за рубеж, так как с приходом в Беларусь мировых брендов снизилась популярность зарубежных шоп-туров. Правда, обратной стороной медали стал рост импорта через ТЦ, пояснила представитель министерства.

Вести диалог в административных тонах с такими торговыми объектами уже не получается. И без того на фоне нынешнего кризиса и ужесточения условий торговли для ИП многие наши ТЦ оказались наполовину пустыми. Чтобы решить проблему вакантности площадей, сейчас, напротив, надо либерализовать условия торговли.

Многим белорусским производителям трудно попасть со своей продукцией в торговые центры: кому-то отказывают в выставлении товара на полку из-за скудного ассортимента, другие хотели бы развернуть собственную фирменную торговлю в ТЦ, но не хватает средств. «Предложили оптовым базам пойти в центры. Чего только ни делали — не получилось», — призналась Ирина Наркевич.

Представитель Минторга дала понять, что в будущем рассчи­тывать на административный ресурс предприятиям особо не стоит. И без того ассортиментные перечни и прочие инструменты мягкого понуждения вызывают множество вопросов у партнеров по ЕАЭС и переговорщиков по ВТО. Надо приспосаб­ливаться к рыночным условиям работы.

Со своей стороны, представители БСПН напомнили, что административное влияние не единственный и далеко не лучший инструмент для регулирования ситуации. У государства есть широкое пространство для маневра, позволяющего помочь отечественным производителям. Речь идет о создании более дружелюбного налогового и таможенного законодательства, исключении предоплаты за энергоресурсы, упрощении процедур приобретения и передачи имущества, а также о других мерах, которые бизнес-союз рекомендовал правительству.

Материалы круглого стола — семинара:

Тезисы председателя Ассоциации производителей и продавцов товаров народного потребления БСПН Владимира Астровского

Предложения БСПН по улучшению ситуации

Некоторые фотоматериалы мероприятия в облаке https://cloud.mail.ru/public/LU5Y/MLtWnuX8b