Республиканский бюджет глазами БСПН
Сегодня, когда верстается бюджет и в деловых кругах активно обсуждается содержание Особой части налогового кодекса, самое время вспомнить заседание правления БСПН, обсуждавшего предложения экспертов Союза по проекту бюджета 2005г. Тогда проект бюджета, по которому страна живет в настоящее время, вызвал разочарование этой самой экономически активной части общества. Предприниматели, как о несбыточной мечте вспоминали о планах государства постепенно уйти от оборотных налогов, что неоднократно декларировалось и даже закреплено в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005гг. и некогда прорабатывавшемся варианте снижения налога на дивиденды с нынешних 15% до действующих в российском законодательстве 6%.
Увеличение налоговой нагрузки вместо ее декларируемого снижения заложено в республиканском бюджете 2005г. Этот вывод еще на стадии обсуждения проекта бюджета сделали эксперты БСПН и совместно с Советом по развитию предпринимательства направляли свои замечания и предложения за подписями руководителей Владимира Зиновского и Георгия Бадея в Комиссию по бюджету, финансам и налоговой политике Палаты представителей Национального собрания нашей страны.
Поддерживая намеченные в проекте закона меры по снижению налоговой нагрузки (снижение общей ставки оборотных налогов с нынешних 4,15% до 3,9%, а также с 4% до 3% ставку чрезвычайного налога, взимаемого с фонда заработной платы), эксперты обратили внимание законодателей на то, что фактически она может повыситься. Так, при намеченном прогнозе прироста ВВП на 8,5-10% и росте потребительских цен на 8-10% прирост ВВП в текущих ценах составит 17,2111-21%, сопоставили эксперты. При этом рост консолидированного бюджета определяется в размере 31,9% к уточненному плану 2004г. и 22,2% - к ожидаемому выполнению за 2004г. Это означает, что рост консолидированного бюджета опережает рост ВВП на 1,2 процентных пункта, что и приведет к росту налоговой нагрузки, прогнозировали они.
По мнению специалистов Совета и БСПН, снизить налоговое давление можно было за счет уменьшения размеров отчислений в инновационные фонды, которые разработчики предложили закрепить в проекте бюджета на 2005г. (0,25%-19% в зависимости от отрасли), а также отказавшись от местных налогов с продаж, которые дублируют НДС и тем самым противоречат элементарной логике экономических отношений. Местные налоги и сборы (налог с продаж - 15% на импортные товары и 5% на отечественные, на услуги - до 10%, целевые сборы - до 4% налоговой базы, сборы с пользователей, заготовителей, налог на приобретение бензина - 5%) ведут к двойному, а то и тройному налогообложению и снижают ценовую конкурентоспособность отечественных товаров и услуг.
Рост налоговой нагрузки - это не единственное в проекте основного финансового документа, что чревато ухудшением условий хозяйствования и не способствует повышению эффективности отечественной экономики, обращали внимание эксперты. Тот факт, что доходы бюджета по статье "Лицензионные и регистрационные сборы" оцениваются в 39,3 млрд. руб., или 0,2% в общих доходах, был расценен представителями предпринимательства как программируемое на государственном уровне создание барьеров на пути частной инициативы: то, что бюджету - доходы, предпринимателям - расходы на вхождение в бизнес. Если добавить к этому, что на развитие предпринимательства в будущем году предлагается направить 162 млн. руб., или 0, 0009% расходной части бюджета, то беспокойство этого сектора отечественного хозяйства становится понятным. По мнению экспертов Совета и БСПН, лишь при увеличении этой суммы не менее чем в 5раз можно говорить хоть о какой-то государственной поддержке частного бизнеса.
Взамен предложений о сокращении каких-либо расходов или увеличении доходов, как того и требуют обычно разработчики проекта, эксперты Совета и БСПН предлагают иные источники поступлений. По их мнению, доходы государственного бюджета можно увеличить за счет увеличения доходов от более эффективного использования государственного имущества. По проекту бюджета эти доходы составят 11,6 млрд. руб., что составляет лишь 0,27% от стоимости государственных активов, находящихся в республиканской собственности. В то же время существуют рекомендации Минэкономики, где указывается, что дивиденды государства по его активам не должны быть меньше 5%. Исходя из такой логики доходы бюджета по этой статье могут быть увеличены в 18,5 раза.
Уже не впервые эксперты напоминают, что регулирование налогового законодательства с помощью Закона о бюджете ведет к нестабильности условий хозяйствования и перегруженности основного финансового плана на следующий год информацией, не всегда напрямую касающейся бюджета. Нарушением действующего законодательства, а также не соответствием "целям и логике формирования страховых фондов" эксперты называют включение в республиканский бюджет части средств государственного фонда содействия занятости и средства Фонда социальной защиты населения. Как уже неоднократно отмечалось на страницах "НЭГ", такая практика препятствует созданию независимой системы социального страхования и реформированию системы пенсионного обеспечения. Увеличивает "и без того высокую коррупционную емкость белорусского законодательства" норма, разрешающая местным Советам депутатов увеличивать (уменьшать) ставки земельного налога, налога на недвижимость, налога на добычу природных ресурсов "отдельным категориям плательщиков". Эксперты считают необходимым полностью переработать эту статью, поскольку льготы должен предоставлять закон, а не отдельно взятый чиновник.
Может быть, в этом году советы экспертов Союза будут приняты во внимание?
Валентина ВЕШТОРТ