Повысить статус стартап-движения

Поддержка инновационного предпринимательства должна быть прописана в Программе социально-экономического развития
Эти и другие инициативы обсуждали участники производственно-практической конференции «Стартап-движение – шанс и социальный лифт для молодежи Беларуси», которую 17 октября в Минске организовал БСПН им. Кунявского.
Чтобы мозги не утекали за рубеж
Беларусь, будучи лидером по IQ населения среди стран Европы, одновременно недостаточно использует потенциал инновационного предпринимательства.
Как отметил руководитель стартап-центра ПВТ Дмитрий Микулко, в рейтинге Global Startup Ecosystem Index-2024 стартап-экосистема Беларуси получила не самое почетное 84-е место (между Албанией и Намибией), за год ухудшив свои позиции на две строчки. Мы серьезно уступаем всем странам-соседям. Эстония занимает 11-ю строчку в рейтинге, Литва – 19-ю, Польша – 33-ю, Россия 34-ю, Украина – 42-ю, Латвия – 49-ю.

«Отсутствие развития стартап-экосистемы приводит к утечке мозгов в ближайшие юрисдикции. Мы даже не про запад говорим, а скорее про восточную часть (Россию – прим. ред.). Там нормальные объемы финансирования инновационных стартапов», -- отметил спикер.
Второй проблемой становится зависимость от аутсорсинга. Белорусы не делают свои продуктовые истории, а больше работают на кого-то. Кром того, наблюдается растущий разрыв между академической средой и бизнесом. Академическая среда больше работает на полку, чем на реальные проблемы бизнеса.
Руководство ПВТ ставит задачу сформировать условия для появления в стране новых продуктовых компаний. Для этого, по словам Дмитрия Микулко, нужны инженеры-исследователи (кто делает продукты), предприниматели (кто может завернуть разработку в рыночный продукт и продвинуть на рынке). Нужны источники рискового финансирования. Нужны места, где все трое соберутся. И самое главное -- на стартапы нужен спрос, который формируется венчурными инвестиционными фондами и корпоративным сектором.
«Надо раскачивать корпоративный сектор, чтобы он выделял инновационные бюджеты, -- полагает спикер. -- Наши компании знают, как выделять маркетинговые бюджеты, а как выделять инновационные – нет».
Инфраструктура верхнего уровня у нас есть: ПВТ, «Великий камень», технопарки обладают достаточно благоприятным режимом для работы. А вот на уровне работы с проектами начальной стадии, с привлечением молодежи, у нас серьезная инфраструктурная проблема, считает представитель ПВТ.
«А если мы как в спорте, страну не насытим СДЮШОРами, то откуда мы возьмем олимпийских чемпионов? – задается вопросом спикер. -- Не решив задачу массового вовлечения и работы с проектами начальных стадий, мы далеко не уедем».
Нужна корректировка госполитики
В этом году БСПН им. Кунявского организовал несколько стратегических сессий с участием стейкхолдеров и иных заинтересованных в развитии стартап-движения Беларуси.
Большинство участников мероприятий среди основных проблем назвали слабость инструментов господдержки на начальном этапе проектов, в том числе невозможность привлечь грантовые (безвозвратные) средства.
По мнению зам. директора БСПН им. Кунявского Дмитрия Крупского, одной из причин являются опасения чиновников и представителей бизнеса понести ответственность за инвестиции, которые не принесли результата. Как свидетельствует мировая практика, большинство инновационных стартапов прогорают, что делает их высокорискованным объектом для инвестиций.

С другой стороны, отсутствие четких законодательных и программных посылов лишь усиливает опасения представителей госсектора. «Любой чиновник понимает, что если что-то четко не прописано в законодательстве, то это линяя ответственности, а ответственность всегда чревата санкциями», -- напомнил представитель БСПН.
БСПН им. Кунявского предлагает законодательно модернизировать инструментарий государственной поддержки. В том числе в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2026-2030 гг. должна быть четко прописана система финансовой и нефинансовой поддержки стартап-движения, в том числе с привлечением средств Банка развития и иных финансовых институтов.
Следует прояснить термины «стартап», «инициатор стартапа», «стартап-мероприятие», «организатор стартап-мероприятия». Не мешало бы повысить льготно-преференциальный режим научно-технологических парков до уровня Парка высоких технологий, создать условия для привлечения бюджетных средств на строительство и обустройство индустриальных зон (парков).
Ищем инвесторов
ПВТ запускает Венчурную академию, которая позволит физическим лицам инвестировать в белорусские стартапы. Академия заработает с 21 октября. В пробную группу отобраны два десятка инвесторов, сообщил Дмитрий Микулко.
Большинство участников группы ранее никак не проявляли себя в стартап-экосистеме. «Это говорит о том, что в стране есть пул людей с серьезными должностями в частных компаниях, владеющих своим бизнесами, которым интересно искать объекты для инвестирования», – отметил Дмитрий Микулко.

Венчурная академия ПВТ будет работать с юридической компаний Alba, чтобы в течение 2 месяцев отобрать стартапы, обеспечить юридическое сопровождение и выйти на первые следки, в том числе синдицированные.
Ожидается, что участники Венчурной академии вместе с другими инвесторами посетят очередной молодежный предпринимательский форум «StartUp Bootcamp BSU» 2025, где будут представлены наиболее перспективные студенческие стартапы 12 вузов Беларуси, с которыми у ПВТ действует соглашение о сотрудничестве.
Чтобы совершенствовать экосистему инновационного предпринимательства, ПВТ намерен усилить финансирование вузов, в том числе сформировать фонд оплаты труда для преподавателей, занимающихся поддержкой студенческих стартапов. Планы получили предварительное одобрение главы Набсовета ПВТ, премьер-министра Александра Турчина.
«Идем к тому, чтобы в каждом вузе появился ответственный за развитие стартап-движения». Позитивным, по словам Дмитрия Микулко является то, что некоторые студенческие стартапы, принявшие минувшей весной участие в акселераторе, уже привлекли инвестиции юридических лиц. Вопрос создания стартап-экосистемы вузов вынесен на уровень Минобразования, подписана дорожная карта, реализация которой на личном контроле министра образования Андрея Иванца.
