Итоговая коллегия Министерства труда РБ
2 февраля 2006 года состоялась итоговая коллегия Министерства труда РБ. Исполнительный директор Бизнес союза предпринимателей и нанимателей им. М.С. Кунявского Тарасевич Ж.К. приняла участие в данном заседании.
Предлагаем Вашему вниманию сокращенный вариант выступления
Прежде всего, хочу отметить весьма плодотворную работу Министерства труда и социальной защиты с нашим объединением в отчетном периоде. А формы и методы ее были разнообразны. Это участие специалистов министерства в наших мероприятиях, например в заседании РКД по вопросам социального партнерства принял участие и выступил зам. министра Павлов В.В. На все запросы БСПН получал своевременно квалифицированные ответы и разъяснения. Вполне конструктивной и динамично шла работа Правления Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.
Есть и новые начинания. Это создание и работа экспертного совета при
министерстве, членами которого являются и специалисты БСПН. Кстати, на
результаты деятельности этого совета мы возлагаем большие надежды,
связанные с совершенствованием действующего законодательства в сфере
социально-трудовых отношений.
Наше дальнейшее сотрудничество видится в объединении усилий по решению проблем, которые возникают у субъектов хозяйствования, с одной стороны, и совершенствовании сферы социально-трудовых отношений – с другой. Все это положительно будет влиять на формирование благоприятной деловой среды в нашей стране. От имени большинства объединений нанимателей могу предложить постоянный мониторинг проблем, их обобщение и подготовку рекомендаций, что является плодотворной почвой для дальнейшей работы госорганов. Кроме того, успешным видится и организация непосредственного диалога (за круглым столом) между руководством министерства и директорским корпусом. Присутствие министра или его заместителей на мероприятиях объединений нанимателей повышает статус их деятельности, наглядно демонстрирует равенство сторон в социальном партнерстве и дает возможность напрямую узнать и почувствовать, образно говоря, о болях и надеждах нанимателей и их полномочных представителей. Теперь о конкретных проблемах.
1) Оплата труда
. По тем обращениям, которые поступали в министерство труда, по
обсуждаемым вопросам на Национальном совете, заседании РКД и прочих
совещаниях, можно сделать вывод, что действующая система требует в
определенном смысле пересмотра и корректировки. Это касается,
прежде всего, обязательной привязки к единой тарифной системе. Очень
сложно это сделать для отдельных профессий (архитекторы, дизайнеры,
художники-модельеры и т.д.). Возможно, такой подход оправдан для
крупных предприятий (монополистов), но подвергается всяческой критики –
в сфере малого и среднего предпринимательство, где зачастую один
человек выполняет функции нескольких профессий по разным
квалификационным разрядам. Тем более, что предприятия с иностранными
инвестициями под действие норм такого законодательства не подпадают, а
это влечет за собой неравные условия хозяйствования.
2) Социальное страхование
. Все знают, что отчисления в Фонд социальной защиты населения
составляют для нанимателя 35% к ФОТ. Понятно, что это, в основном
пенсии наших бывших работников, социальные пособия различных видов. Но
в условиях усиливающей конкуренции для организаций эти выплаты
становятся непосильной ношей. Думается, что пришла пора реформировать
данную систему. Часть этой ноши предлагается переложить на работника, а
это связано с развитием добровольного пенсионного страхования. Тем
более, что многолетний опыт таких систем уже существует за
рубежом.
3) Руководитель предприятия
. Сегодня он несет персональную ответственность за все: результаты
работы предприятия, охрану труда и технику безопасности, уплату
налогов, бухучет и отчетность и т.д. Однако, ни защиты, ни
достойной оплаты труда многие из них не имеют. Даже применение того же
коэффициента 3.5 (4.5) не является стимулированием результатов его
труда, а заработной платы часто не хватает на уплату административных
штрафов, величина которых неадекватна нарушениям.
1) Система социального партнерства
. Вопрос касается совершенствования законодательства, регулирующего
данную сферу отношений. И, прежде всего, это относиться к сфере
деятельности объединений нанимателей. К сожалению, закон «Об
объединениях нанимателей» так и не появился на свет, и те проблемы,
которые он мог разрешить, остались почти на прежнем уровне. К ним можно
отнести следующие: а) Не урегулирован вопрос статуса объединений нанимателей,
который, прежде всего, связан с представлением ими интересов
нанимателей на различных уровнях (республиканский, отраслевой,
территориальный); б) отсутствует механизм передачи полномочий нанимателями (юр.лицами
и инд.предпринимателями) объединениям нанимателей представлять их
интересы, т.е. уполномочены ли объединения нанимателей, представляющие
интересы меньшинства от общего количества (справочно: по экспертным
данным членами объединений нанимателей являются не более 1-2% от общего
количества субъектов хозяйствования с 5-30% активно занятого в
экономике населения) подписывать соглашения и распространять их
действие по меньшей мере на работников, от имени которых оно заключено.
С этим связана и легитимность самих соглашений, в особенности -
Генерального соглашения; в) Отсутствует мотивация вовлечения в
систему социального партнерства и социальной ответственности
представителей малого и среднего предпринимательства. Это связано,
прежде всего, с отсутствием возможности у многих из них создать
профсоюзные организации (где численность работников менее 10 – 15)
человек и необходимостью уплаты членских взносов за счет прибыли.
Говорить о ее получении особенно в первые годы работы очень сложно.
Предложения объединений нанимателей по отнесению членских взносов на
себестоимость продукции пока остались не услышанными.